Латвийское Бюро по борьбе и предотвращению коррупции решило объявить войну офшорам

Латвийское Бюро по борьбе и предотвращению коррупции решило объявить войну офшорамБюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB) решило объявить войну офшорам. Сегодня руководитель бюро Алексей Лоскутов представит правительству специальный доклад, в котором четко прописаны проблемы латвийского законодательства и варианты их устранения.

Как пояснил Телеграфу Лоскутов, ужесточение контроля за потоками финансов, проходящими через Латвию и выводимыми за рубеж, позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако эксперты видят и другую причину: практически все громкие преступления последних лет, будь то афера с цифровым телевидением или "дело Лембергса", так или иначе связаны с отмыванием капитала через офшоры. "Проблема офшоров и неконтролируемых потоков финансовых средств очень актуальна для Латвии. Но, к сожалению, сегодня законодательство не предусматривает эффективного надзора за деятельностью офшорных фирм", — разъяснил свою позицию Алексей Лоскутов. По его словам, он не обладает даже примерной информацией, какие суммы могут нелегально проходить через нашу страну, но в любом случае для экономики государства и обеспечения безопасности эти вопросы нужно как можно скорее взять под контроль.  

  В качестве самых уязвимых мест латвийской нормативной базы, позволяющих иностранцам безболезненно "отмывать" деньги через Латвию, KNAB называет слишком большую конфиденциальность информации о банковских операциях, слабый надзор за деятельностью кредитных учреждений и нестыковки в описании структуры налогообложения. В распоряжение Службы госдоходов достаточно часто поступают сведения о нерезидентах, которые занимаются бизнесом на территории Латвии, но не регистрируются как зарубежный филиал и не платят налоги. При этом наказать их по всей строгости просто нельзя. Латвийский Кодекс административных нарушений предусматривает ответственность только за факт отсутствия регистрации, закрывая глаза на то, что нелегальная коммерческая деятельность уже начата, причем без уплаты налогов.  

  Не до конца понятен и механизм действий в случае признания офшорной фирмы неплатежеспособной и при возникновении необходимости получить больше информации об учредителях и должностных лицах офшорки. У Латвии не заключены международные договоры со многими странами, к которым приписаны нерезиденты, что также не позволяет наказывать нарушителей закона.  

  Как отмечают борцы с коррупцией, многие страны мира, например, Австралия, США, Нидерланды, Новая Зеландия, уже заключают специальные международные соглашения об обмене информацией для проверки налогообложения. По мнению Лоскутова, Латвия тоже могла бы присоединиться к этому движению. Добавим, что Совет Европы и Международный валютный фонд, проведя в 2006 году свой аудит латвийского законодательства на предмет прозрачности системы, также дали негативную оценку тому, как в Латвии происходит регистрация коммерческой деятельности.  

  На основе полученных рекомендаций и собственных наблюдений KNAB предлагает пересмотреть критерии и принципы регистрации предприятий в зонах с низкими и нулевыми налогами, усовершенствовать механизм применения наказания за нарушения норм легальной деятельности, а также оценить возможность "рассекречивания" владельцев офшоров, обязав при регистрации указывать реальных владельцев и держателей акций. Примечательно, что, например, в Эстонии о подобных изменениях задумались еще в 2002 году, обязав офшорные фирмы сообщать о себе при каждой финансовой операции. Кредитные учреждения Эстонии имеют право в любой момент потребовать от нерезидентов свидетельство о регистрации, устав и документы о выборах руководства, а также заверенную у нотариуса доверенность и свидетельство об уплате годового налога. В случае отказа банк может разорвать уже действующее соглашение, вплоть до угрозы закрытия счета.  

  По словам партнера финансово-консультационной компании Prudentia Гирта Рунгайниса, тенденция к ужесточению контроля за офшорами во всем мире особенно усилилась после событий 11 сентября. "Офшоры — это международная практика. Через Латвию, естественно, тоже проходят потоки иностранного капитала, в основном из России и стран СНГ, но этих денег все-таки не так много, как, скажем, в США, Сингапуре или Гонконге, где возможности для подобной деятельности гораздо шире", — заметил Рунгайнис.  

  Эксперт полагает, что инициатива KNAB определенный эффект иметь будет, но остановить вывод латвийского капитала за рубеж такими ужесточениями нельзя. Впрочем, и само бюро признает, что в его арсенале слишком мало инструментов для эффективного контроля за финансовой деятельностью местного населения за рубежом. Возможно, ситуация улучшится после того, как в законах закрепят более четкое понятие "офшор" и установят дипломатические контакты с теми странами, куда латвийские резиденты чаще всего переводят средства для отмывки.

Pribalt.info

Новости оффшоров

Открытие счета в платежной системе Payoneer

Рады сообщить, что наша компания стала партнером платежной системы Payoneer (USA).

Подробнее
ОАЭ и Гибралтар исключили из серого списка FATF

23 февраля 2024 года FATF на своем заседании решила исключила Гибралтар и Обьединенные Арабские Эмираты из серого списка.

Подробнее
Реестр компаний Гонконга публикует статистику

В общей сложности 132 246 местных компаний были вновь зарегистрированы в Государственном Реестре Гонконга в 2023 году, согласно статистике, опубликованной регистром компаний 15 января.

Подробнее