Трасты и фонды: оправданный риск для сохранения конфиденциальности

Офшоры приватизировали российскую внешнюю торговлю

Сегодняшние тенденции подтверждают сложность в сохранении конфиденциальности бизнеса. В связи с мощной атакой СМИ в обществе укоренилось мнение о том, что конфиденциальность – явление исключительно отрицательное, призванное скрывать незаконные доходы владельцев бизнеса.

Теперь многие способы оптимизации налогообложения и сохранения конфиденциальности устаревают, и украинские предприниматели все больше обращают внимание на давно известные миру трасты и фонды.

Риски и возможности трастов

Концепция траста зародилась в странах англо-саксонского права. Траст не является юридическим лицом, а являет собой скорее правоотношения, при которых учредитель траста (settlor) передает определенные активы под контроль доверительного собственника (trustee) для управления ими в пользу бенефициара (beneficiary) или для достижения определенной цели.

В целях бизнеса траст используется, когда предприниматель хочет оградить свои активы от притязаний кредиторов, а также когда не хочет раскрывать свою личность органам или контрагентам. Конкретная цель создания траста указана в трастовом договоре, который является обязательным и единственным инструментом, закрепляющим трастовые отношения.

Юридически полноправным собственником имущества, передаваемого в траст, становится доверительный собственник. Казалось бы, это представляет собой серьезный риск, однако на практике его права ограничены трастовым договором, а право на получение выгоды от такого имущества принадлежит бенефициарам. Это является одним из механизмов контроля действий доверительного собственника. Другой способ – назначение протектора, задача которого – осуществление контроля над доверительным собственником, чтобы его действия не противоречили целям создания траста и не вредили интересам бенефициаров.

Некоторые учредители устраняют этот риск путем назначения себя доверительным собственником или одним из бенефициаров. Здесь необходимо помнить о возможности признания траста фиктивным, поскольку в таком случае ставится под сомнение целесообразность создания траста.

Следует помнить, что назначение учредителя в качестве протектора позволяет говорить о том, что последний осуществляет решающий контроль над имуществом траста, а поэтому есть риск признания его как истинного владельца.

Остается вопрос, в каких же все-таки юрисдикциях возможно создание траста? Трасты создаются в странах, где их создание предусмотрено законодательством или где траст признан как юридическая конструкция. Так, существует Гаагская конвенция о праве, применимом к трастам, ратифицированная 12 государствами, среди которых 8 – с системой континентального права. Из этого следует, что в этих государствах с юридической точки зрения трасты признаются, таким образом, в случае возникновения спора суды не будут применять схожие с трастами национальные концепции, а будут обращаться именно к концепции траста.

Конфиденциальность траста является почти абсолютной и нарушается только судебные разбирательства в части уклонения от уплаты налогов, отмывания денег и т.д.

В некоторых государствах (Великобритания, Новая Зеландия, Кипр) с недавнего времени были учреждены реестры трастов. В них будет отображаться информация обо всех участниках траста, а также об имуществе, переданном в траст. В Швейцарии намерены учредить реестр бенефициаров трастов.

В то же время есть юрисдикции, в которых трасты по-прежнему остаются полностью частной структурой без раскрытия данных. К примеру, в Джерси отсутствует реестр трастов, на Невисе существует реестр, но при открытии банковского счета доверительному собственнику не нужно раскрывать имена бенефициаров. Во Франции Конституционный суд признал недействительным решение парламента о создании открытого реестра трастов в связи с несоразмерностью ограничения права на частную жизнь и цели государства контролировать уклонение от уплаты налогов. 

Практика показывает, что для целей бизнеса оптимальнее всего учредить дискреционный траст, т.е. такой, где прямо не названы бенефициары, а лишь определен их круг. Помимо этого, лучше создавать безотзывный траст, т.к. в случае отзывного траста некоторые органы могут применить позицию о том, что учредитель сохраняет достаточный контроль над имуществом, помещенным в траст, а потому является его реальным собственником.

Или все-таки фонд?

Фонды, в отличие от трастов, характерны больше для романо-германской системы права. Поэтому их учреждение в Европе является более популярным, хотя и несколько более сложным.

Фонд представляет собой юридическое лицо, которое вносится в государственный реестр. Имущество, передаваемое в фонд, перестает быть собственностью учредителя, а его собственником становится фонд как отдельный субъект правоотношений, при этом бенефициары у фонда юридически отсутствуют. Вместо этого определяется цель существования фонда.

Фонд является менее рисковой структурой с точки зрения лиц, которые управляют имуществом учредителя. Так, фонд, являясь отдельным юридическим лицом, несет ограниченную ответственность за действия членов совета, а доверительный собственник траста больше подвержен рискам, так как юридически является полноправным собственником имущества и ответственным за все свои обязательства.

Как любое юридическое лицо, фонд может открывать собственные банковские и брокерские счета. При этом необходимо отметить следующую особенность: во время открытия счета в банковских формах должен указываться бенефициар, а поскольку фонд юридически не имеет бенефициаров, то можно указать любого члена совета, который осуществляет контроль за деятельностью такого фонда. 

Вместо послесловия

Украинский бизнес может пользоваться каждой из этих опций в равной силе, учитывая возможные риски. Траст содержит ненамного больше рисков, а управление фондом остается более сложным по своей природе. Траст, не будучи отдельным субъектом, не подает отчетность и не платит самостоятельно налог, в то время как для фонда это обязательно. Поэтому при выборе между трастом и фондом необходимо взвесить все «за» и «против» и определиться с целью – тогда выбор станет очевиден.

Новости оффшоров

Открытие счета в платежной системе Payoneer

Рады сообщить, что наша компания стала партнером платежной системы Payoneer (USA).

Подробнее
ОАЭ и Гибралтар исключили из серого списка FATF

23 февраля 2024 года FATF на своем заседании решила исключила Гибралтар и Обьединенные Арабские Эмираты из серого списка.

Подробнее
Реестр компаний Гонконга публикует статистику

В общей сложности 132 246 местных компаний были вновь зарегистрированы в Государственном Реестре Гонконга в 2023 году, согласно статистике, опубликованной регистром компаний 15 января.

Подробнее