Банк Rietumu и дело France Offshore: прозвучали свидетельские показания

Какие временные финансовые ограничения ввели на Кипре — полный список

Штраф в 90 млн евро и 4 года тюремного заключения для председателя правления — такого наказания французская прокуратура потребовала для Rietumu banka. Давать показания по делу об отмывании денег в Париж отправились президент банка Александр Панков, а также экс-руководитель Майкл Борк, сообщает LTV.

В зале суда — член правления Rietumu banka Валентин Блюгер, глава Юридического управления Ярослав Замулло, президент и председатель правления банка Александр Панков. С журналистами он не говорил, предоставив слово адвокату.

«Единственное, что мы на этой стадии можем сказать, это то, что банк всегда, с начала этого дела, работает в хорошем доверии. Банк предоставляет суду много информации, чтобы процесс мог проходить в хороших обстоятельствах. Банк также исполняет все свои обязанности, которые накладывают латвийский регулятор и европейские директивы. Это все, что мы можем в данный момент сказать, остальное, очевидно, в ведении суда»,— указал адвокат Шарль Анри Боринжер.

Для главного обвиняемого по этому делу, бывшего руководителя компании France Offshore Надава Бенсуссана, прокуратура требует семи лет тюрьмы. Его обвиняют в создании мошеннических схем, через которые отмыто более 700 млн евро.

Полтора года условного срока прокуратура просит для руководителя представительства банка во Франции Сергея Щуки. В зале суда он рассказал, что десять лет назад в Риге, в офисе Rietumu banka, его в присутствии Бенсуссана как представителя France Offshore принял на работу тогдашний вице-президент по ИТ-вопросам Евгений Дюгаев.

Щука в тот момент работал в Отделе развития европейских рынков, его задачей был поиск потенциальных партнеров, которые банку нашли бы клиентов-нерезидентов. Бенсуссана ему тогда представили как хорошего французского партнера, с которым Щуке необходимо было сработаться, когда в Париже откроют представительство банка.

Офис, теперь закрытый, начал работу в 2009 году — через три года после разговора, там обслуживали клиентов, желавших открыть счет. До этого это делали через France Offshore, сотрудничавшую с адвокатом Давидом Кастелом. Он заверял клиентские подписи.

Суд обратил внимание Щуки, что Кастел не был нотариусом, поэтому такие операции делать не мог. Оказалось также, что офис France Offshore находился в помещении, табличка на котором свидетельствовала: там работает упомянутый адвокат.

Щука там многократно встречался с Бенсуссаном, но самого адвоката никогда не видел — что представителя Rietumu banka не удивляло.

Из предоставленных суду показаний следует, что на самом деле печать Кастела находилась в офисе France Offshore — и свободно использовалась без личного присутствия адвоката.

Щука также подтвердил, что у Бенуссана была визитная карточка, на которой указывалось, что он особый советник Rietumu banka. Но Щука при этом не знал, как на самом деле называется компания французского партнера. На замечание суда, что банку стоит знать своих клиентов, как и партнеров, Щука ответил: ему в тот момент было 20 лет — и если банк говорил, что это хороший партнер, то повода для вопросов больше не было.

Суд указал, что офшорная фирма Eltham Managers Щуке, получавшему ежемесячно полторы тысячи евро зарплаты, перечислила 113 тысяч долларов. Он пояснил: это были комиссионные от компании, которая предлагала консультации о латвийском виде на жительство. С ее представителем, жителем Балтии, имени которого Щука не помнит, он устно договорился, что предоставит контакты потенциальных клиентов Eltham Managers. Руководство Rietumu banka об этом знало — и позволило, добавил Щука. О том, что через оффшор текут и деньги France Offshore, он в курсе не был.

Rietumu banka свидетелем по делу вызвал экс-президента Майкла Борка, который оставил этот пост в 2006 году — и в данный момент работает в принадлежащей государству компании Reverta председателем совета.

Свой рассказ Борк начал с исторического обзора латвийской банковской системы — и допущения, что эмоционально Латвия с меньшем подозрением смотрела на западные деньги.

Отвечая на вопросы, Борк признал, что в банке при обслуживании клиентов France Offshore «кто-то не делал свою работу, как следует» или «уснул на работе». Хотя в банке существовали внутренние процедуры, указывавшие, что при появлении подозрительных клиентов надо было подавать сигнал тревоги, другого объяснения, почему это произошло, у Борка не было. То, что у многих фирм совпадают регистрационные адреса и члены правления, подозрительно, признал Борк. Полагаться только на то, что клиентов проверит партнер, нельзя, банк должен был проверить это сам.

Президент Панков комментария по этому поводу не дал. Rietumu banka обнародовал обращение только после того, как стали известны требования прокуратуры.

Замулло через посредство пресс-службы банка указал: «Rietumu Banka не согласен с выдвинутыми обвинениями и позицией прокуратуры по делу France Offshore. Для беспрецедентных требований обвинения нет основания, и это будет оспорено со всей возможной серьезностью — как и с правовой, так и с фактической точки зрения. Мы еще раз подчеркиваем, что действовали корректно, соблюдали закон.

Банк по-прежнему уверен, что суд оценит факты честно и объективно, и наши юристы убедительно продемонстрировали, что не допущены никакие нарушения со стороны банка и его председателя правления»

Требуемый штраф на 10 миллионов евро превосходит годовую прибыль банка. Судебный процесс Rietumu banka в своем годовом отчете не упоминает. И совет, конечно, доверяет Панкову, которого в октябре на три года переизбрали президентом.

Как сообщала весной прошлого года передача De facto Латвийского телевидения, по этому объемному делу, переданному прокуратуре Франции, против Rietumu bankа и Панкова выдвинуто обвинение в помощи в отмывании денег.

Как свидетельствуют так называемые панамские документы, Бенсуссан был среди клиентов обслуживающих офшоры юристов Mossack Fonseca, которые пользовались услугами Rietumu bankа.

Банк отказывается от любых комментариев по этому делу.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, с Латвией так или иначе связаны 1380 предприятий из «панамского списка». Cогласно результатам глобального журналистского расследования, в документах панамской юридической компании Mossack Fonseca упоминаются 10 латвийских клиентов этой «фабрики офшоров» — физических или юридических лиц, заказывавших создание офшорных фирм. С Латвией также связан 21 бенефициар открытых Mossack Fonseca компаний — это юридические или физические лица, на которых заканчивается офшорная юридическая цепочка (т.е. если речь идет, например, о перечислении прибыли — последнее звено; впрочем, это не гарантирует, что лицо, являющееся этим последним звеном, становится полноправным владельцем денег).

Наконец, в документах Mossack Fonseca фигурирует 81 латвийский совладелец офшоров (владелец всего или части основного капитала в таких фирмах), причем в мире офшорного бизнеса совладельцем считается любое лицо, зарегистрированное в качестве такового — в том числе и подставное.

Как уже писал Rus.lsm.lv, в «панамском архиве» обнаруживается еще как минимум три латвийских следа — первый ведет в ближайшее окружение российского президента Владимира Путина, второй и третий — к депутату Госдумы и замминистра внутренних дел России соответственно. Mossack Fonseca с 2009 года предоставляла услуги регистрации офшоров состоятельным клиентам и в рижском дочернем бюро (по данным Регистра предприятий, как убедился Rus.lsm.lv, в июне 2012 года владельцы латвийской фирмы начали процесс ликвидации). Бюро действовало до декабря 2015-го.

В общей сложности в 11 млн. листов документов Mossack Fonseca упоминаются свыше 140 политиков и государственных должностных лиц, в число которых входят в том числе и бывшие или действующие президент и премьеры Украины, Пакистана, Грузии и Исландии, а также родственники президентов Азербайджана и Казахстана.

http://www.lsm.lv

Новости оффшоров

Открытие счета в платежной системе Payoneer

Рады сообщить, что наша компания стала партнером платежной системы Payoneer (USA).

Подробнее
ОАЭ и Гибралтар исключили из серого списка FATF

23 февраля 2024 года FATF на своем заседании решила исключила Гибралтар и Обьединенные Арабские Эмираты из серого списка.

Подробнее
Реестр компаний Гонконга публикует статистику

В общей сложности 132 246 местных компаний были вновь зарегистрированы в Государственном Реестре Гонконга в 2023 году, согласно статистике, опубликованной регистром компаний 15 января.

Подробнее