Деньги оффшорных компаний бегут из Латвии в Эстонию

За последние два-три года часть сомнительных денег и сомнительных счетов, находившихся в банках Латвии, перебралась в Эстонию, причём речь может идти о миллиардах крон.


В конце 2003 года в 23 банках Латвии было депозитов нерезидентов на сумму свыше 60 млрд. крон, что составляло 54% активов латвийских банков (сегодня это примерно 40%). Именно тогда в американский чёрный список попали VEF Bank и старейший банк Латвии Multibanka, обвинённые Минфином США в отмывании денег. Multibanka был позже реабилитирован, а VEF Bank до сих пор не имеет права иметь в США корреспондентские счета. В результате этих событий из латвийских банков к лету 2005 года ушло 222 млн. латов (примерно 5 млрд. крон). Больше других потерял Multibanka - 90 млн. латов (более 2 млрд. крон), что составляло 70% депозитов. VEF Bank лишился 15,9 млн. латов (358,4 млн. крон).

"Частично эти деньги перебрались из Латвии в Эстонию и Литву", - пояснил президент Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодорс Тверёнс, что, по его словам, подтверждается статистикой. Действительно, одновременно с тем как латвийские банки оказались в чёрном списке, выросло количество денег нерезидентов на счетах в банках Эстонии. Если в начале 2004 г. на них было 6,2 млрд. крон, то к началу нынешнего года уже 19,3 млрд. крон, т.е. в три раза больше. При этом доля депозитов нерезидентов увеличилась с 11,7% до 15,7% - и это несмотря на быстрый экономический рост после вступления в ЕС, когда общее количество вкладов увеличилось на 130%.
Эстония ещё не приняла т.н. третью директиву ЕС, которую предстоит принять к концу года. В то же время действующий Закон о борьбе с отмыванием денег требует, чтобы кредитные и финансовые учреждения держали счета только на имя владельца. По имеющей рекомендательный характер инструкции Финансовой инспекции, банк должен устанавливать конечного выгодоприобретателя. По словам начальника отдела внутреннего надзора Hansapank Eesti Тоомаса Вакса, они уже с 2004 года рассматривают офшорные предприятия в качестве клиентов с повышенным риском.

"По отношению к клиентам с повышенным риском - значительно более строгий подход, банк обращает на них пристальное внимание. Количество таких клиентов и объём осуществлённых ими операций в период между 2004 и 2007 годом сократилось в несколько раз", - сказал Вакс. Банк, как он отметил, очень тщательно выбирает клиентов из числа нерезидентов. По оценке Банка Эстонии, в последнее время существенных изменений не произошло. "Доля вкладов нерезидентов колебалась в течение многих лет в пределах 11-17%, в последние два-три года заметных структурных изменений не произошло, - сообщил руководитель подсектора политики финансового сектора Яак Тырс. - В среднем рост вкладов нерезидентов соответствовал общему росту вкладов. Оба показателя удвоились по сравнению с началом 2005 года".

Государство и банки в Латвии сообща принялись поправлять пошатнувшийся престиж латвийского банковского сектора. По словам Тверёнса, возглавляемая им организация приняла свод правил, которые строже как местных, так и европейских требований. Среди прочего была взята на вооружение третья директива ЕС, согласно которой, должен быть известен реальный владелец счёта. Представитель офшорной фирмы, отказывающийся объявить настоящего владельца предприятия, лишается счёта. Именно поэтому в банках Латвии были закрыты десятки тысяч счетов, в основном принадлежавших гражданам СНГ.

ХАРРИ ТУУЛ Деловые ведомости (Эстония)