Анализ мирового опыта по налогообложению контролируемых иностранных компаний
Предлагаем ознакомиться с выдержками из статьи «Анализ мирового опыта по налогообложению контролируемых иностранных компаний», опубликованной в газете «Республика. kz» (Казахстан) от 31.05.2007 года №22 (193).
«Многие страны в собственных налоговых законодательствах применяют термин «контролируемые иностранные компании/корпорации», т.е. иностранные компании, контролируемые резидентами, в целях налогообложения доходов таких компаний и предотвращения аккумулирования прибыли в оффшорных юрисдикциях, а механизм налогообложения таких компаний называется «правилами/законодательством о контролируемых иностранных компаниях».
При этом национальные законодательства многих государств, как правило, не содержат отдельных специальных нормативных правовых актов в отношении контролируемых иностранных компаний, но в некоторых странах присутствует свод норм, регулирующих налогообложение доходов резидентов от деятельности оффшорных компаний. В основном это часть национального налогового законодательства.
Данные правила следуют рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития, среди которых выделяется комплекс предложений по введению в национальные налоговые системы правил, устраняющих выгоды от , (правила о контролируемых иностранных компаниях, отчетность резидентов по иностранным коммерческим операциям и т.д.).
В США подобный свод норм называется «Правилами о контролируемых иностранных корпорациях». Компания рассматривается контролируемой, если американские акционеры в совокупности владеют более 50% голосующих акций. При этом американский акционер обязан сдавать отчетность по данной компании налоговой службе США, если он владеет 10 и более процентами голосующих акций. При наличии указанных условий прибыль от деятельности контролируемой компании, соответствующая доли его участия, включается в налогооблагаемый доход американского акционера. Налоги, уплачиваемые с дохода контролируемой компании по месту регистрации, зачитываются при уплате налогов в США.
Следует отметить особенность, заключающуюся в применении странами различного порогового значения в качестве основания для отнесения к контролируемым компаниям.
В Великобритании, если британский акционер владеет 25% и более капитала контролируемой иностранной компании, то прибыль иностранной компании включается в налогооблагаемую базу акционера (за исключением доходов от прироста стоимости имущества). Такое же значение применяется в Италии и Дании. При этом в Дании подразумевается либо не менее 25% капитала либо более 50% голосующих акций. Кроме того, при применении правил о контролируемых иностранных компаниях в Италии резидент облагается пропорционально доли своего участия, вне зависимости от того, была ли фактически распределена прибыль акционерам.
В Финляндии контролируемая иностранная компания рассматривается в качестве таковой, если не менее 50% ее уставного капитала или голосующих акций принадлежит финским физическим и/или юридическим лицам, а соответствующие правила применяются, если финский акционер и определенные связанные стороны владеют не менее 10% акций.
Аналогичные пороговые значения в отношении контролируемых иностранных компаний существуют и в некоторых странах СНГ, Эстонии.
В Республике Беларусь установлена весьма упрощенная модель налогообложения взаимоотношений с оффшорными компаниями, а именно любая оплата деньгами (перевод) оффшорной компании облагается «оффшорным сбором» в размере 15%.
Российское законодательство не имеет норм, устанавливающих особый режим налогообложения доходов от оффшорных компаний. Известно, что подобные положения Российская Федерация планирует ввести в 2009 году.
В Республике Казахстан механизм налогообложения доходов резидентов, получаемых от деятельности оффшорных компаний, в которых имеется участие, содержится в статье 130 Налогового кодекса Республики Казахстан. Следует отметить, что в налоговом законодательстве Республики Казахстан в значении термина «оффшорная юрисдикция» употребляется термин «страна с льготным налогообложением».
Согласно статье 130 Налогового кодекса Республики Казахстан, если резиденту принадлежит прямо или косвенно 10 и более процентов уставного капитала юридического лица-нерезидента или он имеет 10 и более процентов голосующих акций этого юридического лица-нерезидента, которое, в свою очередь, получает доход в государстве с льготным налогообложением, тогда часть прибыли юридического лица-нерезидента, определяемая исходя из доли участия резидента в уставном капитале такого юридического лица-нерезидента, относящаяся к резиденту, включается в его налогооблагаемый доход. Это положение применяется также к участию резидента в других формах организации предпринимательской деятельности, не образующих юридическое лицо.
При этом общая сумма прибыли юридического лица-нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в стране с льготным налогообложением, из которой часть прибыли включается в налогооблагаемый доход резидента Республики Казахстан, должна быть подтверждена консолидированной финансовой отчетностью нерезидента.
Иностранное государство рассматривается как государство с льготным налогообложением, если в этом государстве ставка налога составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом, или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода.
К государствам с льготным налогообложением также относятся административно-территориальные части государств.
Перечень таких государств определяется Правительством Республики Казахстан.
Таким образом, казахстанским законодательством предусмотрены определенные условия для определения оффшорности той или иной юрисдикции, к примеру, в случае, когда ставка налога составляет не менее 1/3 по сравнению с казахстанским аналогом. Учитывая действующую ставку казахстанского корпоративного подоходного налога в 30%, к государству с льготным налогообложением может быть отнесено государство, в котором взимается подоходный налог 10% и менее (30% : 1/3 = 10%). Одновременно существует официально утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июля 2005 года № 784 перечень иностранных государств с льготным налогообложением, к которым применяются положения статьи 130 Налогового кодекса.
Наличие списков, официально утверждаемых государствами в целях точного определения стран, юрисдикции которых относятся к оффшорным, – распространенное явление, что исключает на практике спорные ситуации относительно оффшорности/неоффшорности той или иной юрисдикции. Интересный подход в этом отношении в Великобритании, где существует так называемый «белый» список, в отличие от общераспространенных «черных». Кроме того, дополнительно существует своего рода «черно-белый» список, то есть перечень стран, к которым положения этого закона применяются, но не всегда, а лишь в отношении компаний, пользующихся льготным налоговым режимом в стране своей регистрации. Соответствующий режим явно указан в списке. Так, например, в этот список включены ирландские и люксембургские холдинги, малайзийские компании, зарегистрированные в оффшорной зоне на острове Лабуан и т.п. Таким образом, законодательство о контролируемых компаниях распространяется на компании всех государств, не включенных в список.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что казахстанское законодательство подразумевает жесткий подход к администрированию деятельности резидентов через оффшорные компании, что выражается в установлении весьма низкого уровня процента владения резидентом доли в оффшорной компании, при котором оффшорная компания рассматривается как контролируемая резидентом Республики Казахстан.
Исходя из содержания статьи 130 Налогового кодекса Республики Казахстан, ее цель – исключить возможность избежания от уплаты налогов в Республике Казахстан путем аккумулирования прибыли на счетах оффшорных компаний. Достигается это простым и справедливым способом, соответствующим современной ситуации, складывающейся в сфере регулируемых отношений.
Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на территории Республики Казахстан, а центр накопления прибыли размещают за ее пределами, приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в казахстанский бюджет, а с другой - к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как следствие этого, Республика Казахстан финансирует целый ряд и без того благополучных стран, испытывая при этом острую потребность в инвестициях для модернизации собственной экономики.
Одним из основных направлений использования оффшорного бизнеса является отмывание грязных денег. В настоящее время точно не известно сколько «грязных» денег находится в мировом денежном обороте. Однако существует мнение о том, что отмывание денег, заработанных преступным путем, представляет собой альтернативную экономику, которая по обороту средств занимает третье место после международных валютных операций и торговли нефтью. По мнению экспертов Службы внутренних доходов США 60% мировых финансовых средств проходит через оффшорные финансовые центры. При этом по данным ФБР США на счетах банков и инвестиционных компаний, расположенных в 62 самых либеральных оффшорных зонах мира, сосредоточено 5 триллионов американских долларов, десятая часть этой суммы - деньги преступных группировок. По сведениям подкомитета Сената США по борьбе с наркотиками и терроризмом каждый год отмывается 320 - 520 млрд. долларов. Актуальна эта проблема и для Республики Казахстан.
Другое важное направление оффшорного бизнеса - налоговое планирование. Налоговые потери мирового сообщества только от финансирования через оффшорные зоны экспортно-импортных операций в Европе составляют ежегодно 6,8 триллионов долларов. Ежегодно более 300 млрд. долларов утаивается от налогов в США и оседает на счетах оффшорных компаний. Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж казахстанского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорным зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в Республике Казахстан являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны.
В связи с вышеизложенным, в Республике Казахстан также предусмотрены защитные механизмы от негативных последствий данного явления, установленные статьей 130 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Кроме того, для обеспечения эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и эффективного налогового контроля за международными сделками Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан ведется работа по заключению Соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам на основе Модели ОЭСР 2002 года. В частности такие соглашения необходимы для получения налоговыми органами двух видов сведений: данные, идентифицирующие национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовую информацию, необходимую для расчета полученного дохода.»
Автор: И. Абуова
И.о. главного специалиста
Управления международного налогообложения Министерства финансов Республики Казахстан