"Балтийские стали" незаконно, через офшоры, экспортировали нержавеющую сталь

Генпрокуратура РФ совместно с таможенной службой пресекла деятельность преступной группы, которая незаконно через оффшоры вывозила нержавеющую сталь и никелевые сплавы за границу, а затем контрабандным путем поставляла готовую сталелитейную продукцию в Россию, сообщается на официальном этого ведомства.


По данным следствия, руководители и учредители петербургских компаний "Балтийские стали", которая кстати является одним из основных поставщиков и продавцов нержавеющего проката на российском рынке, создали на территории иностранных государств оффшорные фирмы, которые закупали в России лом цветных металлов и вывозили его для дальнейшей переработки на меткомбинаты Финлянди и Швеции. Эта вполне легальная операция позволяла фирме не платить таможенные сборы, что значительно повышало прибыльность от последующей продажи товара.

"Участники преступной группы" для отвода глаз создали на Кипре несколько оффшорных фирм, которые должны были заниматься размещением фиктивных заказов по переработке вывезенного лома на заводах в Финляндии и Швеции. Металл действительно продавался компаниям, расположенным в этих странах, но участников контрабандной схемы уже не заботила его дальнейшая судьба, поскольку готовую продукцию из этого лома обратно в Россию никто везти не собирался.
Вместо этого через оффшорные компании у зарубежных сталелитейных заводов приобреталась сталь и сплавы, которые по подложным сертификатам как продукт переработки ранее вывезенного металла поставлялись в Россию. Выгоды контрабандистов были вполне определенными. Качество иностранной нержавеющей стали выше, чем отечественной, а ее производство за счет более технологичных методик дешевле. Таким образом, качественная нержавейка, которая на границе выдавалась за переработанный российский лом, на рынке могла быть продана по значительно более высокой цене.
Кстати, среди постоянных партнеров "Балтийских сталей" числятся финская и испанская компании Outokumpu и Acerinox, а также крупное сталелитейное предприятие Arcelor (после слияния в конце 2006 года с мировым "стальным" гигантом Mittal Steel она стала называться Arcelor Mittal). Сейчас российская Генпрокуратура проверяет информацию об их участии в сделках, связанных с контрабандой российского металла.

По данным прокуратуры, таким образом контрабандно было ввезено проката стали и никеля на сумму около одного миллиарда долларов США, а неуплата таможенных платежей и налогов составила более 380 миллионов долларов. Руководителям "Балтийские стали" Александру Остапенко и Геннадию Шелякину предъявлено обвинение по статье 188 УК РФ (контрабанда), они заключены под стражу. Помощь в расследовании дела российской Генпрокуратуре оказывают коллеги из Финляндии.

В Генпрокуратуре РФ заявили, что на след контрабандистов правоохранительные органы вышли в середине 2006 года. Тогда в ходе проверки Санкт-Петербургской таможни выяснилось, что компания "Балтметаллимпекс" (она также проходит по нынешнему делу "Балтийских сталей"), используя похожую мошенническую схему, вывезла 450 тонн стали, недоплатив в бюджет около 800 миллионов рублей. Разрешение, которое позволяло перерабатывать товары вне таможенной территории, было выдано фирме начальником таможни Иваном Мушкетом, причем, как установила при проверке Счетная палата, сделано это было с нарушением Таможенного кодекса РФ. Чиновник получил строгий выговор, после чего уволился по собственному желанию. По некоторым данным, никаких уголовных дел на него не заводилось, он по-прежнему живет и работает в Санкт-Петербурге.

Как говорят эксперты сталелитейного рынка, масштабы контрабанды, выявленные Генпрокуратурой, колоссальные. По их словам, несколько лет назад, когда подобные мошеннические схемы были очень популярны, провернуть такое дело, не имея хороших связей в таможенной службе, было практически невозможно. В 2005-2006 годах тонна нержавеющей стали стоила около двух тысяч долларов, а на один миллиард долларов (именно эта сумма фигурирует в деле) можно купить 500 тысяч тонн. Провезти такое количество металла через таможню без подложных документов, не вызвав подозрений у ее сотрудников, вряд ли бы удалось.