ОФШОРНАЯ АРИСТОКРАТИЯ. ПРЕВРАТИТЬ БЕГСТВО В ЭКСПАНСИЮ
18 мая 2006 года, в Медиа-центре газеты "Известия" (Москва) Директор Института проблем глобализации Михаил Геннадьевич ДЕЛЯГИН представил журналистам аналитический доклад: "ОФШОРНАЯ АРИСТОКРАТИЯ. ПРЕВРАТИТЬ БЕГСТВО В ЭКСПАНСИЮ".
Публикуем фрагменты этого доклада.
По оценкам Минфина России, чистый отток капитала из России за 1986-1995 годы составил 265-285 млрд. долларов. С учетом оттока капитала в последующие годы (142,3 млрд. долларов) за время реформ Россия потеряла астрономическую сумму – 407,3-427,3 млрд. долларов. По расчетам экспертов Ассоциации российских банков, сумма переведенных за рубеж капиталов в 90-х годах определялась в диапазоне 800 млрд. –1 трлн. долларов. С 2001 года чистый отток частного капитала из России затихает. После всплеска 2004 года, вызванного, вероятно, изменением модели взаимоотношений государства с бизнесом, он практически сошел на нет.
Тем не менее, затухание чистого оттока капитала из страны маскирует резкую интенсификацию движения капитала в обе стороны: как в страну, так и из нее. Приток капитала действительно догоняет его отток, однако усиление оттока капитала само по себе, даже если оно сопровождается увеличением его притока, - весьма тревожный фактор.
Причин увеличения оттока две – значительно возросший приток нефтедолларов, который просто не переваривает российская экономика, и рост административного давления на бизнес, не только вредящее ему, но и пугающее его.
Главная причина растущего оттока капитала та же, что и у торможения экономики, несмотря на галопирующие мировые цены на нефть. Это сложившаяся модель общественного устройства, основанная на полном освобождении правящей бюрократии от какого-либо контроля со стороны общества. В результате коррупция заменена административным давлением, ставшим значимым макроэкономическим фактором, убийства бизнесменов вновь, как в первой половине 90-х годов, стали нормой жизни, а рост сумм взяток, вымогаемых у бизнеса, уверенно опережает рост нефтяных цен.
Изменение структуры оттока капитала свидетельствует о том, что бизнес начинает предпочитать выводить свои деньги из страны по полностью нелегальным схемам. Это признак роста страха перед государством, и, возможно, повышения эффективности валютного контроля.
Вывод капитала за пределы страны отнюдь не всегда негативно влияет на ее развитие. Экспансия капитала, то есть приобретение зарубежных активов, которые потом будут работать на его страну, - условие эффективности и конкурентоспособности в современном мире.
В то же время бегство капитала, то есть его непроизводительный вывод (в банковские счета и непроизводительную недвижимость) или вывод в бизнес, не связанный со страной – источником капитала и не работающий на нее, - такая же безусловная потеря для экономики, как потеря крови для человека.
В ряде случаев отличить бегство капитала от его экспансии за рубеж крайне сложно. Даже экспорт капитала, то есть приобретение активов в более благополучной или дружественной стране, может быть прикрытием бегства капитала. Лишь со временем можно будет однозначно ответить на вопрос о том, является ли глобальная экспансия российского бизнеса, начавшаяся в последние годы, в основном бегством или в основном экспортом капитала.
В 2005 году произошло резкое увеличение числа и масштабов сделок по приобретению российскими компаниями производственных мощностей за рубежом. Иностранные инвестиции российских компаний выросли более чем вдвое - с 3 млрд. долларов в 2004 году до 6,5 млрд. долларов в 2005 году.
В 90-е годы офшоры стали организационно-правовой основой деятельности значительной части крупного российского бизнеса в силу того, что государство установило чрезмерно высокие налоговые ставки, но при этом практически не наказывало за неуплату налогов. Нужно было лишь подготовить правильно оформленные документы, пусть даже несуществующих фирм. В 90-е годы основной офшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По некоторым оценкам, ежемесячные в него переводы из России составляли около 1 млрд. долларов. По имеющимся данным, на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков.
Всего в мире насчитывается более 60 тысяч офшорных компаний, связанных с российским капиталом, и число их постоянно растет.
Сегодня российские компании используют офшорные компании для обеспечения операций с капиталом, в первую очередь для его вывода из России.
Главной проблемой России, по мнению заместителя руководителя президентской администрации В. Суркова, является отсутствие национально ориентированной элиты. Нынешняя русская правящая элита, считает В. Сурков, - это "офшорная аристократия", которая рассматривает свою страну как "зону свободной охоты". Представители этой социальной группы живут за рубежом, там же учат детей, а Россией управляют по совместительству, рассматривают ее исключительно как территорию для извлечения прибыли.
По оценке The Times, только в Великобританию уже перебрались 23 тысячи богатых россиян. По неофициальным же данным, в Лондоне живет около 200 тысяч русских. Только в Великобританию за последние шесть лет, по некоторым оценкам, было перекачено из России 60 млрд. долларов.
Наличие существенных средств за пределами страны обеспечивает бизнес-группам, использующим офшорные схемы, определенную политическую независимость от государства и возможность создания лоббистского ресурса.
Именно и только государственная политика ближайшего времени будет определять, будет ли работать созданная российскими бизнесменами разветвленная офшорная инфраструктура на благо нашей страны или же вопреки ее интересам .
Именно государство определит, останется ли "офшорная аристократия" коллективным паразитом, высасывающим жизненные соки страны, или же она переродится в надежду, опорную силу России, третьего союзника после армии и флота.