Нелегальный вывоз капиталов из Украины
В последние годы было отработано несколько методов, которые широко использовались для нелегального вывоза капитала из Украины.
Первый путь – оплата (или частичная предоплата) непоставленных товаров и у слуг, а также неполучение выручки за экспорт товаров. За рубежом временно создается фирма, готовая поставить украинским потребителям товары и услуги, как правило по цене существенно превышающей стоимость продукции и на отечественном и на зарубежном рынке. В свою очередь, украинская компания, несмотря на краткосрочную бизнес-историю иностранного партнера, перечисляет на его заграничный счет максимально возможную сумму. Иностранный партнер, естественно, товары не поставляет, а через некоторое время и вовсе исчезает с рынка, так и не выполнив обязательства. Здесь, кстати, возможны варианты, например, дружественный партнер за границей не перечисляет деньги на счет предприятия в Украине, а уходит с рынка и рассчитывается с поставщиком за пределами Украины. С другой стороны, для резидентов Украины этот канал имеет свои ограничения – им могут воспользоваться только субъекты внешнеэкономической деятельности. При этом систематическое использование таких полулегальных методов возможно лишь при вовлеченности в схему чиновников, поскольку после первой же подобной операции компания становится предметом мониторинга контролирующих органов.
Отток капитала посредством фиктивных экспортно-импортных операций достиг в последние годы такого размаха, что НБУ, начиная с 2004 года, для статистического отображения процесса ввел отдельную строку в платежном балансе. Она сразу же засветила огромные показатели объемов вывезенного капитала: недополученная выручка за экспорт товаров и услуг, а также оплата непоставленного импорта в прошлом году превысили $ 4,5млрд. Но уже в первом полугодии 2005 г. отток капитала по этой статье приостановлен из-за ужесточения порядка расчета по экспортно-импортным операциям и контроля над их поведением.
Второй популярный путь оттока капитала – перекупка акций украинских эмитентов у нерезидентов по завышенным ценам. На первом этапе при участии иностранных инвесторов создается новое предприятие или же заграничный инвестор покупает бумаги украинских резидентов. Через некоторое время капитализация предприятия искусственно увеличивается, и украинская компания проявляет желание перекупить акции предприятия у нерезидента, опять же за максимально возможную сумму. В начале 2003 года НБУ издал постановление, пытаясь ужесточить процедуру обратного выкупа акций и умерить желание сторон искусственно завышать стоимость ценных бумаг. В соответствии с этим документом, резиденты обязаны получить индивидуальную лицензию на покупку валюты, которая направляется на приобретение ценных бумаг украинских эмитентов. Однако желаемого результата постановление не принесло. Доказать, что цена приобретаемых акций, которые не включены в листинг фондовых бирж, завышена – достаточно сложно: формально доказать, что акции стоят именно декларируемую сумму не представляет особенных трудностей.
В 2004 году более $ 2,2 млрд. ушли на заграничные счета именно таким способом. А в нынешнем эта схема стала основным механизмом оттока капитала. Показатель II квартала - $ 1,04 млрд. – вообще стал самым впечатляющим за последние четыре года. В итоге за январь-июнь 2005г.выполнено более 65% «плана» года предыдущего. Частично увеличение оттока по этой статье объяснимо ужесточением контроля над другими каналами вывоза капитала.
В последние годы популярными стали достаточно циничные методы вывоза капитала. Например, путем продажи продукции за границей, преимущественно в офшорных зонах по заниженным ценам. Кроме минимизации налоговых отчислений владельцы предприятий автоматически решают вопрос вывода валютной выручки за границу. Формально никакого потока капитала не происходит, валюта не покидает территорию Украины, платежный баланс молчит о негативных тенденциях. К примеру, некоторые металлургические предприятия за год могли незаметно для финансовой системы вывезти несколько сотен миллионов долларов. Ужесточение налогового контроля с начала года, в том числе и путем использования сравнительных методов контроля доходов, позволило прекратить этот канал вывода капитала. Уже в III квартале фискальная нагрузка хронических убыточных предприятий-экспортеров повысилась до уровня, характерного для образцовых предприятий.
Впрочем, следует помнить, что любые административные ограничения – достаточно мощный негативный сигнал. Ведь это существенно снижает мобильность финансовых ресурсов, а значит, стимулирует их собственников искать пути преодоления ограничений."
Деловой еженедельник «Контракты» № 46 от 14.11.05.