Отмывание денег в Украине
Государственный комитет финансового мониторинга Украины за 4 месяца текущего года передал в правоохранительные органы 337 обобщенных материалов относительно финансовых операций, которые могут быть связаны с отмыванием "грязных" денег на сумму свыше 22 млрд. грн. В частности за январь – апрель 2008 года в ГПУ передано 11 таких материалов, ГНАУ - 121, МВД – 73, СБУ – 132.
При этом 333 обобщенных материала касаются легализации средств и 4 – финансирование терроризма. Госфинмониторингом самостоятельно было сформировано 126 материалов и 99 с учетом информации полученной от правоохранительных органов. По результатам проверок обобщенных материалов правоохранительными органами возбуждено 124 уголовных дела. При этом, наложен арест на имущество на сумму 22, 8 млрд.грн., изъято имущества на сумму 9,6 млн.грн.
В суд направлено 35 уголовных дел, 26 из которых было рассмотрено судом и вынесен обвинительный приговор. Всего за январь – апрель текущего года в Госфинмониторинг от субъектов первичного финансового мониторинга поступило свыше 352 тыс. сообщений, из которых свыше 70 тыс. стали основанием для формирования обобщенных материалов.
Термин «отмывание денег» появился в официальном юридическом лексиконе сравнительно недавно. Как утверждают специалисты, ввела его в 1984 году Президентская комиссия США по борьбе с организованной преступностью. Тем не менее, мировая общественность уже успела продемонстрировать серьезность своих намерений в борьбе с этим злом. Венская конвенция ООН 1988 года дала исчерпывающее определение данного термина, а в 1989 году на встрече G7 была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF — Financial Action Task Force). Украина в число 29 стран — членов этой группы не вошла, зато уже побывала в «черном списке» этой организации, продемонстрировав несоответствие разработанным этой группой рекомендациям. Теперь совместно с Европейской комиссией осуществляет в нашей стране несколько проектов, направленных на борьбу с нелегальным оборотом денег.
Основная задача — приведение украинского законодательства в соответствие с европейскими стандартами. Украина ратифицировала Конвенцию об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных незаконным путем, принятую СЕ в 1990 году. Однако с тех пор у нас уже появилась новая конвенция — об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, принятая в 2005 году. Кроме того, европейские стандарты работы в этом направлении тщательно выписаны в третьей директиве ЕС. И Украине, хотя она и не является членом ЕС, полезно было бы учесть их в своем законодательстве.
Действующий в стране закон 2003 года о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, имеет серьезные недостатки. Главный из них — отсутствие четкого механизма блокирования подозрительных транзакций. Сейчас решение о замораживании подозрительных счетов, препятствованию проведения подозрительных операций принимает, по большому счету, сам банк. А такое решение часто не соответствует его финансовым интересам. С помощью европейских экспертов была разработана новая редакция закона. Однако он был принят нелегитимной Верховной Радой, иными словами, законной силы не имеет. Кроме того, на последних этапах разработки наиболее принципиальные пункты из текста закона исчезли. Так что вся основная работа в этом направлении Украине еще только предстоит.
Подготовлено по материалам пресс-службы Госфинмониторинга Украины