1 января 2009 года вступит в силу новый Закон РК
- Алмас Адильханович, что побудило налоговиков еще в 2006 году начать разработку нового закона?
- Идея разработки нового закона возникала и раньше. Если вспомнить 1999 и 2000 годы, то в этот период мировые цены на основные стратегические ресурсы росли стремительными темпами, при этом цены казахстанских экспортеров значительно отличались от мировых, поскольку основной объем сделок заключался с офшорами. К примеру, в 2000 году мировая цена на нефть достигала $28 за баррель, средневзвешенная же цена наших экспортеров составила всего $19. Отклонение от рыночных цен по нефти превысило 29%, по цинку - 24%, по глинозему - 57%. И такая ситуация складывалась по большинству товарных позиций. Понимая, что бюджет республики недополучает дополнительные доходы и тем самым наносится ущерб экономическим интересам государства, в апреле 2006 года и был принят Закон РК "О государственном контроле при применении трансфертных цен". Действие этого закона направлено в первую очередь на защиту национальных интересов страны и на контроль за ценами всех экспортеров и импортеров без исключения.
Действующий закон сыграл свою положительную роль в сближении экспортных цен с мировыми, уменьшении сделок с офшорами, приобретении уполномоченными органами достаточного опыта в вопросах ценообразования на мировых рынках. Однако его критиковали иностранные инвесторы как несоответствующий международным стандартам, да и судебные разбирательства с налогоплательщиками показали необходимость внесения в него изменений. Все это и послужило поводом к рождению нового закона.
- Сколько дополнительных денег принес в казну действующий закон?
- После принятия действующего закона нами совместно с таможенниками был выявлен сокрытый от налогообложения доход в размере $3,2 млрд., в результате чего было доначислено $1,7 млрд. Из этой суммы только в прошлом году доначислено $1,6 млрд., из которых $66,3 млн. уже взыскано в бюджет. Работа налоговых и таможенных органов привела к значительному сближению экспортных цен с мировыми. К примеру, в 2006 году мировая цена нефти была $64,9 за баррель, средневзвешенная экспортная - $61,6, отклонение - 5%. Мировая цена цинка в 2007 году была $3275 за тонну, средневзвешенная экспортная - $3255, отклонение - 0,6%. За период с 2001 по 2007 год косвенный эффект от сближения рыночных и экспортных цен превысил $5,3 млрд., причем в виде поступления КПН только от нефтяных компаний.
- Почему новый законопроект принимали так долго?
- Действительно, на его обсуждение ушло более двух лет. Основные споры разгорелись вокруг отмены 10-процентного отклонения цены сделки от рыночной цены, за исключением сельхозпродукции. В ходе разработки законопроекта был изучен международный опыт практического применения контроля за трансфертными ценами. В законодательствах большинства стран, включая Канаду, США, Австралию и Нидерланды, никакого допустимого отклонения не предусматривается и контроль осуществляется по всем сделкам. Это в том числе и послужило отмене 10-процентного отклонения, так как все понимают, что цены на реализуемые либо приобретаемые товары должны соответствовать рыночным. А исключение, сделанное для экспортеров сельхозпродукции, - это временная мера, направленная на поддержку отечественных аграриев.
- Что станет с офшорами?
- Как действующий, так и вновь принятый законы предусматривают предельно жесткие меры к таким сделкам. Существует множество схем увода капитала через офшоры, которые используются в качестве промежуточного звена между казахстанской компанией и ее иностранным партнером. По оценкам Центра по стратегическим и международным исследованиям (Вашингтон), в период с 1999 по 2000 год из-за применения трансфертного ценообразования из Казахстана ежегодно "утекало" более $1 млрд. По данным МВФ, из-за занижения цен на экспортируемую нефть только в 2000 году утечка капитала составила $410 млн., или 2,5% к ВВП. Принимая во внимание мировой опыт по решению этой проблемы, правительство РК не стало вводить какие-либо ограничения на торговлю с офшорами и решило пойти общепризнанным путем - осуществлять госконтроль над ценами в экспортно-импортных операциях. Для решения проблем вывоза капитала и ухода от налогообложения путем использования офшорных схем в 2000 году в тесном взаимодействии с ОЭСР был разработан действующий закон о трансфертном ценообразовании. В соответствии с его нормами корректировка дохода производится при любом отклонении цены, но с учетом дифференциала. Согласно же нормам нового закона налогоплательщиков, осуществляющих сделки с офшорами, ожидают жесткие меры, в том числе без учета дифференциала и диапазона цен.
Сейчас Налоговый комитет проводит мониторинг сделок предприятий, работающих с офшорами, большому количеству налогоплательщиков направлены запросы на предоставление информации об экспортно-импортных операциях. Уже есть реальные результаты, многие компании самостоятельно скорректировали доход, сдали дополнительные декларации и уплатили доначисленные суммы в бюджет. По другим налогоплательщикам проводится анализ и подготовка представленных документов к налоговым проверкам. Напомню, что статья 73 Налогового кодекса предоставляет возможность налогоплательщику самостоятельно скорректировать свой доход, и в этом случае он освобождается от уплаты штрафов.
- Есть ли какие-либо нормативные правовые акты, препятствующие осуществлению полноценного контроля за трансфертными ценами?
- Для ответа на этот вопрос в качестве примера можно привести ситуацию, разгоревшуюся вокруг "Арселор-Миттал Темиртау" (АМТ). АМТ осуществляет реализацию товара в офшор через "дочку" по ценам значительно ниже рыночных. Сам факт трансфертного ценообразования налогоплательщик признает. Однако компании в рамках инвестконтракта предоставлена льгота в виде фиксированного КПН, что и является единственным основанием для признания доначисленных сумм налогов незаконными. Существует судебная практика, которая указывает на то, что применение действующего закона о трансфертном ценообразовании правомерно, вне зависимости от прописанной в контрактах на недропользование стабильности налогового режима. Более того, с даты принятия действующего закона корректировка налоговыми органами дохода налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на основании контрактов, судами всех инстанций рассматривалась законной и обоснованной. Но с делом АМТ суды однозначно утверждают, что налоговые органы вправе корректировать доход только в рамках фиксированного КПН. Новый закон о трансфертном ценообразовании поможет избежать подобных споров. Он позволяет осуществлять корректировку дохода тех компаний, у которых установлено отклонение от рыночной цены и которые имеют льготы по налогам, то есть контроль будет осуществляться в общеустановленном порядке.
Айжан Шалабаева, газета "Бизнес и власть" (Казахстан), 15 августа 2008 г.