Британский премьер призывает к борьбе с «налоговыми гаванями»
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун выразил желание ввести в действие более строгие нормы против использования "налоговых гаваней" транснациональными корпорациями.
Браун, который, похоже, заручился поддержкой других мировых лидеров, считает, что при более жестком регулировании корпорациям станет сложнее использовать международные стратегии минимизации налогообложения. Он полагает, что это должно стать неотъемлемой частью многостороннего решения по преодолению нынешнего мирового спада.
Однако, реакция его критиков не заставила себя ждать. Они указали на то, что сокращение конкуренции и увеличение протекционизма не являются жизнеспособными решениями для достижения здоровой мировой экономики. В тот же день, когда выступал Гордон Браун, Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа старался прояснить этот вопрос, убеждая, что "мы должны обеспечить, чтобы сегодняшние решения по преодолению кризиса не стали источником завтрашних проблем... Здравая политика в сфере конкуренции важна для предотвращения отдаленных вредных последствий, когда экономические условия стабилизируются."
Браун объявил, что он обсудит вопрос глубже с другими мировыми лидерами во время саммита в формате G20, который состоится в Лондоне в апреле.
Высказывая свое мнение по этому вопросу, Браун пояснил его так: "Мы хотим, чтобы меры принял весь мир. Это будет означать противодействие налоговым гаваням в странах, которые избежали необходимого регуляторного внимания. Проводимые нами изменения должны быть применимы ко всем юрисдикциям по всему миру."
Хотя правительства развитых и высоконалоговых юрисдикций по всему миру повсеместно выступают против использования налоговых гаваней, они являются популярным инструментом транснациональных корпораций для снижения затрат, административных накладных расходов, регуляторной волокиты и раздутой государственной бюрократии - родимыми пятнами богатых индустриальных держав.
Юрисдикции со сравнительно привлекательными налоговыми режимами утверждают, что мировой финансовый пейзаж уже представляет поле с едиными правилами игры, и что такие шаги, далекие от уравнивания правил игры, как прежний черный список ОЭСР 2000 года, стремятся изменить их в пользу развитых стран, и устранить возможности справедливой конкуренции для развивающихся стран.
Все более вероятным представляется, что растущее давление мирового кризиса, вызванное им снижение доходов правительств и необходимость для политических деятелей "большой двадцатки" найти козла отпущения приведут к созданию второго черного списка. Многие возразили бы, что это будет в ущерб мировой торговле и международным потокам капиталов.