Последнее время одной из самых топовых тем мировой экономики является борьба с оффшорами. Кризис заставил лидеров мирового строя пересмотреть свое отношение к налоговым убежищам и начать полномасштабное наступление на льготы. Такой подход в нынешней ситуации понятен. Зачем спонсировать чужую экономику, когда собственная трещит по швам?
С оффшорами борются в ЕС, где давление на “налоговые оазисы” стало одним из приоритетов и для Франции, и для Германии. В США новая администрация Обамы также активно начала бороться с уклонением от уплаты налогов.
В свою очередь, государства-оффшоры пытаются отстоять свое право и свой бизнес. Так, протестует против новой политики стран-лидеров Гибралтар, “огрызаются” Бермуды, “прогибается” перед США Швейцария.
Как видим, жизнь бьет ключом, а привычные схемы и уклад претерпевают очень значительные изменения. И только в Украине, как поется в старой песне “Братів Гадюкіних” — “лад і спокій”. Спасать остатки денег, искать и нивелировать схемы по уходу от налогов, затыкать дыры и ужесточать финансовую политику никто не спешит. Никто даже не собирается обсуждать эту тему и акцентировать на ней внимание налогоплательщиков.
Последний всплеск интереса к оффшорной тематике наблюдался два месяца назад — во время неудачного голосования по Кипру . После того как депутаты в очередной раз отказались денонсировать советское соглашение с основным инвестором в экономику Украины, оффшорная тема “заглохла” сама по себе.
Никто даже не заикается о том, что на Кипре свет клином не сошелся. Что бороться с уходом от налогообложения через оффшоры можно начать не с члена ЕС, на котором завязаны чуть ли не все народные избранники, а, например, с Белиза или Британских Виргинских островов, Багам или Бахрейна. Так сказать, для начала потренироваться “на кошечках”, раз “зарубить” схемы по Кипру не получается. Это, конечно, небольшой куш для бюджета, но вполне приемлемое подспорье, судя по официальной статистике.
Разобравшись с оффшорами, можно будет не только оставить значительные денежные потоки внутри страны, но и, наконец, навести порядок с монопольной ситуацией на стратегически важных рынках. Пока что, установить, например, что три ферросплавных завода контролируется одной ФПГ “Приват” государство не может. Потому что разобраться, кто реально стоит за оффшорными компаниями фактически невозможно.
Понятно, что с оффшорными зонами в Украине работают в основном из-за очень большого налогового давления внутри страны. Просто так убрать оффшоры нельзя, это губительно для многих ФПГ. Необходимо одновременно провести политику либерализации налогового законодательства и снизить ставки. Нужно сделать так, чтобы бизнес в стране было делать выгодно и без ухода от налогов.
Собственно, именно такие действия в различной форме происходят сейчас во всех нормальных странах мира. Правительства латают “дыры”, которыми ранее пользовалось меньшинство, одновременно снижая налоги для большей части предпринимателей. Судить об эффективности подобной тактики пока рано. Но такие действия уж точно лучше отечественного бездействия.
Украина могла бы пойти по аналогичному пути. “Латать” у нас есть что, снижать — также. Было бы желание хотя бы у одного участника политического процесса. После массированной пиар и информационной кампании Украина могла бы кардинально решить вопрос ухода от налогов “за бугром”. Время для таких действий самое подходящее.
Но вот чего-чего, а желания у украинских политиков что-то решать в данной сфере, нет. И ожидать его появления пока что глупо.
Газета Кризис 30 июля 2009 г.