Россия пытается раскрыть тайну счетов отдельных сограждан, но не оффшорных компаний с участием своих чиновников

Россия  готова встать в очередь на «вскрытие» банковских тайн своих граждан, имеющих  счета в швейцарских банках. Ранее, после годовой борьбы и скандалов этого добились фискальные органы США. Президент Дмитрий Медведев объявил, что Россия может обратиться к Швейцарии с просьбой раскрыть банковскую тайну своих граждан. Президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц почти согласился: в его стране уважают банковскую тайну, но надо отличать защиту инвестиций от защиты информации, связанной с противоправными действиями. 

Доступ  к данным швейцарских счетов позволит начать в России расследование происхождения  этих средств и проверить, были ли уплачены с них налоги, напоминают эксперты.

Помогут ли рассекреченные счета продвинуться к этой благой цели, рассуждает президент  Института национальной стратегии  Станислав Белковский в интервью интернет-издания «Свободная пресса».

«СП»: –  Станислав Александрович, Барак  Обама объявил борьбу с налоговыми гаванями. Идею поддержали лидеры «двадцатки», объявившие в итоговом коммюнике лондонского саммита, что эра банковской тайны закончена. Песенка Швейцарии спета?

– Что  бы ни говорили, в Швейцарии есть банковское законодательство, которое предусматривает наличие банковской тайны, и не допускает передачи всех данных по первому же запросу третьей стороны. Ясно, что это возможно только в тех случаях, когда источник запроса в состоянии подтвердить, что те или иные держатели счетов вовлечены в криминальные операции. Например, отмывание денег, торговлю оружием или наркотиками. Эти преступления, кстати, должны квалифицироваться как серьезные по законодательству того швейцарского кантона, в котором расположен банк и, соответственно, счет. То есть все не так просто, как выглядит на первый взгляд.

Кроме того, Швейцария, для которой банковская система является становым хребтом  экономики, не будет торопиться отказываться от банковской тайны, и тем самым  выталкивать многочисленных вкладчиков. Даже в последние годы, несмотря на то, что швейцарская банковская система стала более прозрачной для сторонних наблюдателей, многие европейцы переводят свои счета из стран Евросоюза именно в Швейцарию – в ЕС банковские законы менее комфортны для держателей счетов.

«СП»: –  А как выглядит российская позиция?

– Для  Дмитрия Медведева не является секретом, что в Швейцарии имеют счета  оффшорные компании и трасты, бенифициарами  которых являются крупнейшие российские бизнесмены и влиятельные чиновники. Сотни бизнесменов и чиновников. Думаю, всех этих людей – или почти всех

– Медведев знает в лицо. Другое дело, что никто из этих людей не имеет личных счетов в швейцарских банках. Речь идет именно о счетах оффшорных компаний, вроде знаменитой «Ганвор», или оффшорных трастов, причастность к которым наших бизнесменов и чиновников не может быть столь быстро и решительно доказана. Поэтому сам факт достижения подобных договоренностей ничем правящей российской элите не грозит. Хотя выборочно, для давления на отдельные фигуры, такие механизмы могут быть задействованы. Но я далек от мысли, что Дмитрий Медведев хочет раскрыть данные о счетах фактически подконтрольных ему ближайших соратников по правящей элите.

«СП»: –  Для чего же тогда предпринимается  этот шаг? Медведев хочет показать себя европейским лидером?

– Конечно. Кстати, один из реальных предметов  визита Медведева в Швейцарию  – это обеспечение как раз  безопасности российских капиталов  в швейцарских банках, и защита информации об этих капиталах от спецслужб  определенных стран. В первую очередь – от спецслужб США. В то же время Медведев должен показать, что, наоборот, он заинтересован в прозрачности российских капиталов в швейцарских банках. Тем самым он просто подменяет контекст, предмет визита.
«СП»: –  То есть рассекречивание счетов – просто внешняя обертка?

– Да, это  чисто имиджевая акция, призванная скрыть истинные приоритеты визита.

«СП»: –  Если говорить об истинных приоритетах, Медведеву удастся решить вопрос с защитой информации о российских вкладах?
   
Думаю, Швейцария сегодня заинтересована в российских капиталах, в том, чтобы они прирастали. Этим обусловлено потепление в российско-швейцарских отношениях, которое наблюдается в последние годы. Швейцария, повторюсь, не является членом Евросоюза, и не обязана следовать постановлениям ЕС, связанным с прозрачностью банковских вкладов. Для многих клиентов по всему миру Швейцария является более приемлемой финансовой гаванью, чем страны Евросоюза и США. Российские бизнесмены и политики, которые держат на швейцарских счетах десятки миллионов долларов, весьма интересны и полезны Швейцарии. И они заинтересованы в сохранении банковской тайны, и с каждым годом – все больше.
 
http://svpressa.ru/