Банки Лихтенштейна и российские деньги

Лихтенштейн вышел из «серого» налогового списка, предприняв все меры для соответствия стандартам в сфере борьбы с уходом от налогов. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на правительство княжества.

Напомним, «черный», «серый» и «белый» списки Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала в начале апреля текущего года. Государства были сгруппированы в зависимости от того, насколько они соблюдают международные нормы в сфере налогообложения и борьбы с финансовыми махинациями. Для перехода из «серого» списка в «белый» администрации стран обязаны заключить не менее 12 межгосударственных соглашений об обмене налоговой информацией, позволяющих налоговым органам сторон на основании запроса получать данные о банковских вкладах нерезидентов.

Банки в ЕС продолжают оставаться привлекательными для вложений россиян в силу своей либеральной налоговой политики. По различным оценкам, на счетах банков ЕС размещено около 65–70% всех российских денег за пределами России, что соответствует сумме примерно в 220–230 млрд долларов с учетом около 90 млрд, которые были размещены в Европе в прошлом году. Это составляет 70% от размера оттока капитала в 2008 году.

Согласно статистике Центробанка РФ, в 2008 году граждане России официально перечислили на свои счета в иностранных банках 8,5 млрд долларов. Переводы осуществлялись в страны, предоставляющие льготный налоговый режим, не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Причем перечисляли достаточно активно. Так, за первые три месяца текущего года из России в другие страны было направлено 19,7 млрд долларов иностранных инвестиций, что в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На Кипр пришлось 29,5% всего объема средств, на Нидерланды — 21,4%, на США — 10,7%.

Всего же за последние 15 лет россияне, по подсчетам экспертов банковского рынка, вывели за рубеж около 300 млрд долларов.

Начальник управления внешнеэкономической деятельности Юрий Амвросиев утверждает, что клиенты, для которых новые условия банков на территории княжества стали неприемлемыми, уже вывели свои деньги. «Лихтенштейн не являлся самым популярным оффшором у россиян, — говорит он. — Гораздо чаще пользуются услугами Кипра (безоговорочный лидер по объему инвестиций, получивший от российских вкладчиков, по оценкам, 3,2 млрд долларов), Швейцарии, Люксембурга и других стран и территорий с упрощенным налоговым обложением».

По словам Амвросиева, введенные ранее ужесточения в банках Кипра и Швейцарии не сильно повлияли на динамику движения средств обратно в сторону России: «Компании, банки и их клиенты уже приспособились к новым условиям и успешно в них работают. При этом в мире остается достаточно стран и компаний, которые с удовольствием заберут клиентов, которые испугаются ужесточения правил. Спрос на такие услуги постоянен».

Он также отмечает, что значительная часть бюджета княжества — около 30% — складывается из налоговых отчислений иностранных компаний, которые зарегистрированы здесь с целью оптимизации налогового обложения. «Полагаю, что правительство Лихтенштейна не захочет терять эти доходы, поэтому изменения в законодательстве, касающиеся налогообложения и банковской тайны, не носят радикальный характер, а больше являются косметическими и декларативными. Таким образом, можно сказать, что изменения в законодательстве несут в себе задачу свести на нет скандалы, связанные с уходом от налогов, а также успокоить ОЭСР и G20 как основных инициаторов данных изменений», — предполагает эксперт.

Ранее экс-министр экономики РФ, президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев в интервью BFM.ru заявлял, что Россия, скорее всего, не будет инициировать переговоры с княжеством об обмене финансовой информацией, так как могут вскрыться счета российских чиновников. «С Россией у Лихтенштейна соглашение не подписано и, насколько я знаю, переговоры по этому вопросу пока не ведутся, — уточнил он. — В то же время такие вкладчики редко открывают счета на свои имена — страны со льготным налогообложением чаще всего используются для оффшорных схем, поэтому выяснить бенефициара не представляется возможным. Не думаю, что подписание подобного соглашения приведет к массовому оттоку российских вкладчиков, тем более что бежать им особо некуда».
http://www.bfm.ru/

Наталья Дубинина