У европейцев налоговая амнистия. Каждый год!
Похоже, что упражнения с налоговыми амнистиями, которые активнее, чем раньше, шли в 2009-м году, перекочуют и в 2010-й и пойдут в еще более интенсивном режиме. Во всяком случае, в Европе.
Надо сразу сказать, что это упражнение не совсем новое и его, с разной долей успеха, применяли десятки государств. Но только в нынешние, посткризисные времена это увлечение массово овладело правительствами. Методы, выплачиваемые проценты с утаенных сумм в разных странах, конечно, здорово отличаются друг от друга. Но суть одна: a) вернуть в страну выведенные деньги, чтобы они работали на национальную экономику (это дает больше пользы, чем собственно возвращение налогов) и b) получить в казну неуплаченные налоги.
Эксперты по налоговым делам до сих пор не уверены в том, что периодические налоговые амнистии – это спасение от всех бюджетных налоговых недостач. Они утверждают, что они, амнистии, напротив, разъедают непрочные материи налоговой сознательности, поскольку сами по себе дают надежды на прощение. Надо только подождать. Но, эксперты – это одно, а бухгалтеры-бюджетники – совершенно иное. Их нетерпение получить причитающееся и подвигает правительства Европы, Азии и Америки прибегать к методам кнута и пряника. Кстати, этим пока не занимается Китай, где уклонение от налогов в крупных размерах влечет смертную казнь. И никаких амнистий.
Хроники современных налоговых амнистий – весьма занимательная вещь. Налоговая амнистия отличается от амнистии заурядной (уголовной) тем, что при ней «отпускают грехи» по преступлениям, ни точные масштабы которых, ни, тем более, число преступивших закон не известны. Все здесь довольно приблизительно и округленно. За исключением разве что вполне рельефного желания большинства стран, нажать, наконец, на «уклонистов» и оффшорные гавани, поскольку кризис здорово подвиг все казначейства к изысканию налоговых резервов и расширению налоговых баз. Поэтому отправляющие ее финансовые органы ждут сюрпризы и хорошие и плохие. Все зависит здесь от совестливости «грешников» или/и масштабов кары за нежелание делиться с государством.
Итальянцы попадают как раз в первую категорию счастливых пожинателей налогового индульгирования. Кабинет Сильвио Берлускони объявил очередную (уже третью за последние восемь лет) амнистию плохишам-итальянцам (более половины, по последним данным, скрывают истинные размеры своих доходов – рекорд для стран ЕС) в сентябре 2009-го. Затем продлил ее до 4 декабря и теперь растянул до апреля 2010-го. А как не продлить, если нынешний этап превратился прямо в волшебную мельницу доходов: к концу декабря в итальянские банки было возвращено почти 100 млрд евро! Архитектор этого чуда, министр финансов Джулио Тремонти, уже объявил, что, по его оценкам, с этих денег казна получит налогов на 4,5 млрд евро. Для государства, стоящего на четвертом месте в мире по уровню внешней задолженности – очень немало. Итальянцы надеются, что продление амнистии по апрель преумножит масштабы раскаяния сынов и дочерей Аппенин до суммы в 150-160 млрд евро. Налоги с нее, конечно, не покроют общую недостачу. По данным Банка Италии (Центробанк), итальянцы имеют за рубежом незадекларированные счета примерно на 600 млрд евро, с которых не уплачиваются налоги примерно в 250 млрд евро – больше, чем ВВП Португалии. Но, лучше меньше, да лучше.
Чтобы стимулировать активность соотечественников, министерство финансов заявило, что сдавшие деньги в феврале заплатят с них 6% налогов (до 31 декабря было 5%), а в апреле – уже 7%. Потом начнутся сплошные двузначные цифры и уголовное преследование. Итальянская Guardia di Finanza или Финансовая полиция c сентября приучала синьоров и синьор прислушаться к голосу совести, устраивая поголовные обыски на швейцарской границе и конфискуя незадекларированные деньги. Одновременно проводились обыски и изъятие документов в отделениях швейцарских банков в Италии. Почти две трети всех сумм итальянца держат в банках Лугано, столицы италоязычного кантона Тичино. Вертолеты с карабинерами даже облетали приграничные районы и «фиксировали» виллы с бассейнами, а затем сопоставляли их с декларированными доходами хозяев. Картина получалась не в пользу последних. В общем, дело дошло до того, что Берн даже вызвал посла Италии в конфедерации и выразил протест в связи с «накатами» на швейцарские банки. Итальянцы посоветовали швейцарцам «успокоиться» и объявили, что сами знают, что делают. И Basta!
Британцы, в отличие от итальянцев, – пример сюрприза совсем иного рода. Им с возвратом денег явно не везет: то ли совести на Альбионе стало меньше, то ли грехи такие, что никакая амнистия уже не поможет. Но факт, есть факт – они продлили свою амнистию по причине полного пробела в ожиданиях. Английское министерство по налогам и таможенным сборам полагало (вот наивность), что с возвращенных денег в казну вернется налогов по крайней мере миллионов 500 фунтов стерлингов. Но получается пока почти втрое меньше. А не надо было выставлять такие «драконовские», по сравнению с итальянскими, условия. Британцы обещали всем добровольно вернувшим деньги с оффшоров в Соединенное королевство взять с них только 10% штрафа (при одновременной, заметьте, уплате всех налогов с добровольных сумм). Всех, кто этого не сделает, ждет штраф в 30%, уплата налогов за десять лет и уголовное преследование с отсидкой (зависит от суммы и методов уклонения).
Вообще, надо признать, что к совестливости налоговых уклонистов более всего подвигли США. Они в августе подписали с Швейцарией (навязали подписание) соглашение об открытии банковской тайны. Швейцарцы согласились предоставить им информацию о счетах 4,5 тысяч граждан США, имеющих счета в одном только UBS AG банке конфедерации.
Нет, швейцарцы отнюдь не согласились сразу же сменить все матовые или черные стекла своих банков на совершенно прозрачные. Но они обещали «протереть некоторые оконца». В специальном заявлении швейцарского правительства говорится, что оно по-прежнему будет защищать клиентов от «неоправданной слежки из-за рубежа» и соблюдать международные банковские правила (правила ОЭСР) и давать информацию только в отношении «конкретных и юридически оправданных запросов». Т.е. при доказательстве сокрытия доходов или отмывания денег.
Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.