Если бы правительство Греции хотело ликвидировать проблему бюджетного дефицита, из-за которой лихорадит всю мировую экономику, оно могло бы это сделать прямо сейчас, выведя теневую экономику на свет.
Проблема в том, что уклонение от уплаты налогов является такой же составной частью греческой национальной культуры, как танец «сертаки». По данным газеты The Wall Street Journal, бюджет Греции ежегодно недополучает 15 миллиардов долларов из-за укрываемых от налогообложения средств. Это свыше 25% ВВП. Бюджетный дефицит вдвое меньше — около 13%.
Поскольку эта проблема в принципе неразрешима в условиях греческих реалий, в Афинах накануне объявлен план жесткой экономии средств. Зарплаты в госсекторе заморожены, включая зарплаты и бонусы премьер-министра и всех прочих правительственных чиновников, а также глав госкорпораций. По предположению министра финансов Гиоргоса Папаконстантину (George Papaconstantinou), этот пакет мер позволит сэкономить 850 миллионов евро. Кроме того, повышен подоходный налог для всех граждан, чья зарплата превышает 40 тысяч евро в год — с нынешних 25% до 38%.
И это еще не все. Власти обещают прикрыть десятки существующих лазеек в законе и одновременно повысить налоги на дивиденды и доходы от оффшоров. Этот набор фискальных мер способен принести дополнительно 1,2 миллиарда евро в бюджет нынешнего года, надеется греческое правительство.
Налоговая культура как продолжение собственно культуры
А теперь сопоставим эти выкладки с данными о греческой теневой экономике, которая в 2007 году составляла 25,1%. Это абсолютный рекорд среди западных стран. Другие чемпионы по уклонению от налогов в Европе, такие, как Испания и Португалия, недосчитываются в своих бюджетах пятой части по этой же причине. В таких странах, как Германия, Канада, Франция и Британия объемы теневой экономики оценивают в пределах 10–14%. В Японии — 9%, в США — 7,2%. Это данные известного авторитета в данной области, профессора Кепплеровского университета в австрийском Линце профессора Фридриха Шнайдера (Friedrich Schneider).
Американский экономист из Гарварда Альберто Алесина (Alberto Alesina) считает, что в странах с низкой налоговой дисциплиной просто иная шкала ценностей. Там, где уклонение от уплаты налогов особенно распространено, «люди чувствуют главную ответственность перед своими семьями и в меньшей степени — перед государством. В таких странах можно говорить о неуплате налогов вслух, за обедом с друзьями — и даже гордиться этим».
Если вы узнали в этом описании свою страну, не торопитесь с выводами: речь в данном случае идет о Греции. Местные газеты ежедневно сообщают о случаях крупного и мелкого мздоимства налоговых чиновников. Типичный пример: налоговый инспектор в Афинах потребовал взятку в одну тысячу евро с владельца зоомагазина, чтобы не налагать на него штраф в три тысячи евро.
Греческие власти недавно в порядке эксперимента устроили проверку доходов жителей столичного района Колонаки, населенного по преимуществу богатыми врачами. Оказалось, что, судя по декларациям, годовой доход обитателей Колонаки не превышает 30 тысяч евро. Самые дорогие бутики Афин расположены в этом же районе.
Как заявил накануне министр финансов Папаконстантину, в Греции считается в порядке вещей задекларировать годовой доход в 15 тысяч евро, имея при этом большой дом, дорогую машину и яхту и оплачивая частную школу для детей.
Это — на верхнем уровне общества. То же — на нижнем: на днях таксист предлагал бизнесмену в Афинах в качестве бесплатной услуги выписать чек на 50 евро за поездку, которая стоила 40 евро (при всех проблемах с коррупцией греческие таксисты дают чеки). При этом таксист объяснил, что чек будет рукописным, потому что кассовый аппарат нельзя обмануть даже в Греции.
Владелец автомастерской в афинском районе New Kosmos говорит, что к нему постоянно обращаются клиенты с просьбой завысить стоимость работ, поскольку их оплачивает страховая компания.
Объемы теневой экономики Греции бледнеют перед российскими реалиями, полагает президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. В интервью BFM.ru эксперт оценил объем российской теневой экономики в 40%:
«Тут многое зависит, как считать, и от чего считать. Если мы возьмем за объем экономики и теневую, и не теневую, легальную, то вот в этом суммарном объеме теневая экономика составляет примерно 40%. То есть 40% — это теневая, 60% — легальная. При этом в данную оценку не входит коррупция, а по системе национальных счетов, по последним рекомендациям, коррупция должна входить в подобный расчет. Если принимать во внимание нелегальный чиновничий бизнес как одну из отраслей, то у нас теневая экономика еще больше. Поэтому греческие 25% — это вполне терпимая цифра», — полагает Сатаров.