Подробности Российско-Кипрского протокола

Правительством РФ 2 сентября 2010 г. принято распоряжение N 1431-р, которым был одобрен ранее согласованный проект протокола о внесении изменений в российско-кипрское соглашение избежании двойного налогообложения. Минфину России поручено провести с кипрской стороной необходимые согласования и подписать протокол

Одним из наиболее существенных изменений станет внесение поправок к статьям 26 («обмен информацией») и 27 («помощь в сборе налогов») налогового соглашения. 
В соответствии с новой редакцией статьи 26, налоговым органам договаривающихся государств по их запросу может быть предоставлена информация, хранящаяся в банке, ином финансовом учреждении, у номинала, агента или доверительного управляющего. Доступной, в частности, станет информация, касающаяся прав на долю в капитале юридического лица или иного образования. 
 
Статьей 27, изложенной в новой редакции, подробно оговаривается процедура оказания государствами взаимной помощи при взыскании налогов. Так, одно государство обязуется взыскивать со своего резидента налоги в пользу другого государства по тем же правилам, что и свои собственные. При этом вопрос об обоснованности запроса другого государства и адекватности суммы налога не будет выноситься на рассмотрение судебных и административных органов запрашиваемого государства. В статье также отдельно оговаривается, что государства по запросу друг друга обязуются применять обеспечительные меры в отношении налоговых обязательств. 
 
Кроме того, в российско-кипрское налоговое соглашение планируется ввести норму о противодействии «налоговому шопингу» (treaty shopping). Так, проект протокола предусматривает введение статьи 28.1, которая ограничит возможность применения налогового соглашения в случаях, когда создание компании в договаривающемся государстве преследует исключительно или преимущественно налоговые цели. 
 
Попробуем проиллюстрировать возможный эффект от этой нормы на гипотетическом примере. Предположим, один из контрагентов является резидентом страны, не имеющей с Россией налогового соглашения (например, он зарегистрирован в офшорной юрисдикции). Осуществление некоторых выплат напрямую из России на офшор приводит к возникновению налогообложения у источника в России. Для снижения российского налога у источника между российской и офшорной компаниями вводится посредник – компания, зарегистрированная в стране, имеющей выгодное налоговое соглашение с Россией. Например, такой страной является Кипр. 
 
В результате выплаты производятся сначала из России на Кипр (тем самым снижается российский налог у источника), а затем с Кипра на офшор. 
Введение кипрской компании в данном случае вызвано налоговыми целями, и приведенная схема является примером «налогового шопинга». По-видимому, введение статьи 28.1 в российско-кипрское налоговое соглашение преследует цель воспрепятствовать использованию подобных налоговых схем с участием кипрских компаний. Таким образом, в случаях, когда российские налоговые органы после консультаций с кипрскими коллегами будут приходить к заключению, что создание кипрской компании вызвано налоговыми соображениями, они смогут отказывать в применении к выплатам на Кипр пониженной ставки налога у источника, установленной налоговым соглашением.
 
Безусловно, делать окончательные заключения относительно планируемых поправок к налоговому соглашению пока рано: протокол еще будет согласовываться с кипрской стороной и может быть несколько изменен. 
 
В прессе есть упоминания о том, что окончательное согласование и подписание протокола запланировано на октябрь 2010 года. 
 
www.professionali.ru