Правительство Латвии решает, как бороться с офшорными компаниями

На завтрашнем заседании Кабинет министров рассмотрит предложения Минфина о налогообложении офшоров. Результаты обсуждения должны быть изложены в отдельном законопроекте, который предстоит подать на утверждение правительству до 1 января 2012 года. Внезапно проснувшийся интерес к офшорам связан с разворачивающейся борьбой с теневой экономикой.

Назад в девяностые


 
Действующих в Латвии фирм, которые зарегистрированы в зонах с низким уровнем налогообложения, сейчас гораздо меньше, чем в начале и середине 90-х, отмечают в Минфине. Тогда несовершенство законодательства и слабость фискальных органов позволяли успешно уклоняться от уплаты налогов. Сейчас требования к офшорным компаниям заметно ужесточились. И открывают их в подавляющем большинстве случаев не для того, чтобы недоплатить в госбюджет, а для сокрытия истинных владельцев предприятия.

По данным Министерства финансов, доля налоговых платежей офшорных компаний не превышает 10% от общей суммы налоговых платежей всех иностранных компаний в Латвии, что учреждение считает не очень существенным объемом.

Тем не менее борьба с теневой экономикой, что называется, обязывает заняться офшорами. Тем более что за офшорами сохраняются некоторые налоговые льготы, хоть им и приходится рассчитываться с государством, практически так же, как и компании с латвийской пропиской.


Все под контролем


 
Так, Министерство финансов предлагает ввести в Латвии определение Controlled Foreign Corporation (CFC) или контролируемая иностранная компания. Это определение обозначает предприятие, определенная часть акций которого принадлежит налоговым резидентам данной страны.

Суть такова: владельцу офшора фискальные службы не позволят переводить большую часть полученного дохода в зону с низким налоговым бременем. Сейчас хозяин фирмы может указать, что из 100 тысяч латов дохода 90 тысяч ушли в офшор, а с оставшихся 10 тысяч он заплатит налог своей стране. А если его компании будет присвоен статус CFC, то местный, значительно больший, налог придется платить со всех 100 тысяч латов принудительно.

Такой метод Латвия собиралась использовать еще в 1995 году, но тогда правительство испугалось, что так и не сможет докопаться до того, кто именно является владельцем офшора. Сейчас же, по мнению Минфина, инструментов для того, чтобы выяснить настоящее имя хозяина, вполне достаточно. Такой принцип работы с офшорами давно действует в Эстонии, Литве, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии, Италии и в некоторых других государствах.


Чем мы хуже Кипра?


 
Параллельно, Минфин сам не прочь превратить Латвию в некое подобие офшора и продвигает ряд мер для того, чтобы мотивировать иностранные компании открывать свои региональные представительства и штаб-квартиры в нашей стране. Например, предлагается избавить от взимания подоходного налога с дивидендов, которые выплачивает дочернее предприятие своей материнской конторе. Предусмотрены и другие льготы.

По подсчетам ведомства, в результате такой налоговой политики (даже если в Латвии будет создано всего 20 новых компаний со штатом 30 человек и средней зарплатой 800 латов), в бюджет поступит 4,6 млн латов в виде налогов и таким образом введенные поблажки себя окупят.
 
Источник: http://www.telegraf.lv