Деньги бегут из России
5 триллионов рублей за 15 месяцев – таков масштаб утечки капиталов из России, обнародованный Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Эту внушительную цифру озвучил начальник управления, генерал-майор полиции Денис Сугробов, сообщает издание «В кризис.ру».
Маршруты движения теневых средств не меняются уже несколько лет. Они пролегают через Кипр, Гонконг, Швейцарию, Великобританию и Нидерланды.
Ключевым механизмом отмывания, обналичивания и вывода за рубеж незаконных рублевых доходов являются «транзитные» банки. По словам Сугробова, такие финансовые структуры специализируются на «теневых» услугах. Цепочки платежных переводов целенаправленно «разрываются», конечные отправители и получатели скрываются. В «банк-транзитах» средства аккумулируются и затем либо перечисляются в обналичивающие банки, либо переводятся на счета нерезидентов в оффшорах. В каждой такой схеме задействуются десятки юридических лиц. Обычно это коммерческие фирмы, являющиеся клиентами соответствующих банков. Но в последнее время активизировался новый фактор. Для увода денег за границу все чаще используются кредитные кооперативы.
Одной из проблем в сфере международных финансовых операций является отток российских денег в Китай, который в 2010 году составил более 70 млрд. рублей. При этом доля переводов физических лиц составила около 40%.
Для Южного федерального округа и, в частности, Краснодарского края из-за их географического положения роль транзитной площадки играет Турция, сообщает «Финмаркет».
По экспертным оценкам ГУЭБ МВД России, основной массив коррупционных средств, оседающих за рубежом, составляют деньги, полученные в виде так называемых «откатов» в сфере госзаказа, и средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней, сообщает «Комсомольская правда».
По словам Сугробова, существующие каналы вывода за рубеж денежных активов используются представителями всех видов криминального промысла, таких, как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми и экономические преступления.
Старший аналитик инвестиционной компании «Урса Капитал» Дмитрий Дорофеев считает, что пять трлн. рублей для российского бюджета – это серьезное потрясение, сообщает «Коммерсант».
По данным Росстата, доля «серой» экономики в России составляет 16% от ВВП, а занято в ней примерно 13 млн. человек. Независимые эксперты ее долю оценивают выше – до 20-25%. Значительная часть теневых денег «течет» мимо государства, поскольку налоги с них не платятся, и где они оседают, установить весьма затруднительно. Как отмечает финансовый аналитик Дмитрий Адамидов, «не только крупные коррупционеры и олигархи норовят вывести капиталы из страны, но и вполне «обычные» предприниматели, которые, накопив некоторые средства, в России их не хранят и не тратят, а переводят в безопасное, по их мнению, место». По словам эксперта, «чтобы ситуацию с оттоком капиталов в корне изменить, надо сначала перестроить налоговую систему и практику налогового администрирования».
Тем временем, член комитета Государственной думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков уверен, что бороться с оффшорами изменением внутреннего законодательства бесполезно, сообщает «Банкир».
«В принципе, всему миру известно, что оффшоры – это криминальные деньги, незаконные деньги, - говорит Аксаков. – Там, конечно, есть и нормальный ресурс, но все-таки, как правило, оффшоры используют не очень законопослушные лица. Соответственно, пора бы уже на уровне «двадцатки», на уровне «восьмерки» договариваться об особом режиме взаимодействия с этими оффшорами и выставлении требований к ним, чтобы не было таких операций».
Директор аналитического департамента инвестиционной компании Александра Лозовая убеждена в том, что «наблюдающийся всплеск вывоза капитала, в том числе по криминальным каналам, во многом связан с приближением предвыборной кампании и ростом рисков в связи с началом нового политического цикла». Она сообщает, что на сегодняшний день самые распространенные схемы – оплата фиктивных внешнеторговых контрактов (без обратного движения товара) и выдача заведомо невозвратных кредитов офшорным компаниям (под фиктивные залоги).
Кстати, расчеты правоохранителей несколько удивили финансистов. По мнению экономиста Владислава Иноземцева, в докладе управления экономической безопасности МВД упор сделан не на те цифры.
«Средний отток капитала у нас составляет порядка $30 млрд. в квартал, по-моему. Это сальдо, то есть часть приходит, часть уходит. Вот эта разница и составляет тридцать с чем-то миллиардов. Не исключено, что товарищ из МВД, который дает такие интервью, акцентирует внимание на том, сколько ушло. То, что $170 млрд. ушло из России за год или за полтора года, вполне возможно. Но, опять-таки, я не могу согласиться с тем, что все это ушло незаконно и только в одну сторону. Я думаю, что это отток без учета притока» - говорит Владислав Иноземцев.
По словам директора Центра макроэкономических исследований и разработок Елены Матросовой, «озвученная МВД сумма вызывает сильные сомнения, поскольку никто эти цифры не может проверить». Эксперт считает, что ажиотаж вокруг незаконного вывоза капитала из страны вызван хлопотами чиновников в связи с инициированной Дмитрием Медведевым антикоррупционной кампанией, сообщают "Новые известия".
Источник: ИА SakhaNews