А ты получил лицензию Нацбанка?
Обладая бесспорно хорошим вкусом, богатые украинцы останавливают свой выбор на поистине райских уголках старой Европы Лондон, Париж, Баден-Баден, Лазурный берег — далеко не полный перечень уголков, облюбованных новой или потенциально новой украинской диаспорой. Вкладывать деньги в европейскую экономику (особенно в недвижимость) на протяжении последнего десятилетия стало очень актуально в связи со сложной и неопределенной политической ситуацией в нашем государстве. “Хатынку” или хотя бы квартирку в странах ЕС не против приобрести даже средний украинский бизнесмен (тем более что такая недвижимость может стоить несравнимо меньше, чем что-то более-менее приличное в крупных украинских городах). Не говоря уж о тех наших согражданах, чья деятельность на Родине — в прошлом или настоящем —оставляет им только два выбора по Гайдаю — ЗАГС (читай — постоянное местожительство в Европе) или… ну, сами понимаете.
С какими же нюансами сопряжены попытки украинских граждан обеспечить безоблачную старость за пределами Отчизны и какие препятствия устанавливает закон для нас с вами, если считать, что основное препятствие в виде отсутствия необходимого количества денежных знаков нами решено? Давайте разберемся…
Штраф, равный стоимости “хатынкы”
Приобрести недвижимость в Европе достаточно просто. Зайдите в Интернет, задайте правильные параметры поиска — и вы увидите любой вариант на ваш вкус. При этом продавцы и брокеры не спросят, есть ли у вас право осуществлять инвестицию по украинскому законодательству. Им попросту все равно, ведь сделка купли-продажи недвижимости будет подчинена праву страны, в которой размещена недвижимость, а там ограничений для ее приобретения не так много и они уж точно не связаны с нашим законом. Поэтому расторгнуть договор либо признать его недействительным на основании противоречия украинскому законодательству, в принципе, невозможно.
Вопрос вывода денег для приобретения недвижимости или других активов за рубеж для “человека с интеллектом” также не является особой проблемой, тем более, что посредники, продающие зарубежную недвижимость в Украине, оказывают в этом полное содействие. Конечно, законодательством установлены строгие ограничения относительно сумм официального перевода денег за рубеж и целей такого перевода (см. правила, утвержденные постановлением Нацбанка от 29.12.2007 г. №496), однако финансовая система Украины уже давно интегрирована в мировую финансовую систему настолько, что наличные деньги в Украине могут чудесным образом превратиться в безналичные деньги за рубежом в течение нескольких дней.
Конечно, если гражданин Украины выезжает за ее пределы, не предполагая вновь ощутить сладкий и приятный дым Отечества, вопрос соответствия его действий украинскому законодательству не должен слишком его беспокоить. Но если вы хотите все-таки разделить хотя бы на время свою судьбу с судьбой Украины, то должны знать, что независимо от того, как ваши деньги попали за границу, для приобретения на них недвижимости или любых других активов (ценных бумаг, корпоративных прав, заводов, пароходов) вы должны получить индивидуальную лицензию Национального банка Украины. Требование о необходимости получения лицензии содержится в декрете КМ Украины “О системе валютного регулирования и валютного контроля”, а порядок получения таких лицензий установлен Инструкцией Нацбанка от 16.03.99 г. №122.
Надо полагать, такая лицензия есть, к примеру, у жены мэра Киева Алины Айвазовой. Иначе как бы могла такая уважаемая госпожа публично (в интервью газете “Сегодня”) заявлять о своем домике в Баден-Бадене площадью 300 кв. м? Если нет, то последствия приобретения ею недвижимости за границей вызывают сочувствие, ведь за такое действие без лицензии установлен штраф в размере суммы такой инвестиции. Конечно, можно предположить, что госпожа Айвазова получила недвижимость в дар от неизвестного мецената, но в таком случае свой подарок супруга мэра должна была отобразить в своей налоговой декларации и уплатить с его, похоже, немаленькой стоимости подоходный налог.
Кроме того, на собственника активов за рубежом возлагается обязанность по их декларированию в Украине, исполнение которой обеспечивается соответствующей финансовой санкцией. И это не говоря уже об отображении таких активов в ежегодной декларации, которая подается государственными чиновниками в соответствии с Законом “Об основах предупреждения и предотвращения коррупции”.
Счет без лицензии — уголовная ответственность
Еще более серьезные последствия законодательство устанавливает за открытие валютного счета за границей без получения лицензии Нацбанка. Такой счет без лицензии граждане Украины могут открывать только во время пребывания за рубежом или для учета ценных бумаг, полученных ссуд и кредитов. За открытие за рубежом валютного счета без получения лицензии НБУ, кроме финансовой ответственности, устанавливается также уголовная ответственность (ст. 208 УК) с достаточно внушительной санкцией — ограничением свободы на срок от двух до четырех лет с конфискацией средств, находящихся на счетах. Если предположить, что семья Черновецких, да и “молодая команда” мэра, частью находящаяся за границей, не может профинансировать свою достойную и продолжительную жизнедеятельность там за счет тех жалких 10000 евро, которые разрешено легально вывозить гражданам Украины за рубеж в наличной форме, нарушения украинского законодательства путем осуществления операций на валютных счетах за рубежом им вряд ли удалось избежать.
А если посмотреть шире — разве средний и высший менеджмент украинских компаний не практикует получение части зарплаты на счет за границей? Понимает ли при этом прогрессивная часть украинского общества, что тем самым подставляет себя ни много ни мало под уголовную ответственность, даже если не брать во внимание возможные проблемы, связанных с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем? Стоят ли сэкономленные налоги такого риска?
Офшоры снимают ограничения
Принимая во внимание то, что вся властная элита нашего государства независимо от партийной принадлежности, заявляет о твердом намерении интегрироваться в Европейский Союз, вопрос целесообразности существования валютных ограничений, введенных еще в 1993 году, у автора этих строк вызывает глубокие сомнения. Данные ограничения не просто ограничивают конституционные права граждан на распоряжение своей собственностью, но и существенно уменьшают конкурентоспособность украинского бизнеса на международной арене. Возможно, я ошибаюсь, но вряд ли даже средний украинский бизнес мог бы эффективно развиваться в Украине, соблюдая все нормы валютного законодательства. Конечно, автор, не являясь экономистом, может весьма поверхностно судить о влиянии валютных ограничений на позитивный платежный баланс развивающейся экономики Украины, однако отсутствие подобных ограничений в законодательствах большинства стран ближнего зарубежья (даже в России валютные ограничения в части инвестирования за рубеж значительно мягче) навевает мысли о том, что в Национальном банке такую взаимосвязь также прослеживают очень условно, сохраняя устаревшую форму ввиду нежелания брать на себя ответственность за упразднение соответствующих норм. Хотя, возможно, речь идет еще об одном механизме влияния на отечественный бизнес и украинских граждан, до поры бесполезно пылящемся в арсенале Нацбанка и налоговой службы?..
Так или иначе, но сильные мира сего давно уже научились обходить украинские валютные ограничения, используя богатый арсенал офшорных компаний, щедро предлагаемых им целой когортой иностранных юридических компаний, специализирующихся на открытии и ведении офшорного бизнеса. При этом наших бизнесменов безналоговый (офшорный) статус иностранных компаний интересует далеко не в большей степени, чем возможность спрятать бенефициара (реального собственника) бизнеса за институтом номинальных держателей акций и директоров. Ведь это позволяет украинскому бизнесмену фактически управлять бизнесом (в том числе и в первую очередь инвестировать деньги за рубежом), принадлежащим на бумагах иностранцам. Раскрыть бенефициара офшорной компании достаточно сложно (если дела ведет уважающая себя юридическая компания — практически невозможно), что защищает украинскую инвестицию от проблем с украинскими правоохранителями. И не только в части валютного законодательства. Продвинутые и еще более осмотрительные соотечественники используют компании респектабельных юрисдикций или даже трастовые институты, что еще надежнее защищает их интересы. Конечно, такой способ решения проблемы порождает для наших соотечественников новые риски. Какие? Спросите у бывших владельцев мариупольского Меткомбината им. Ильича. Или скажем, распространение на такой бизнес юрисдикции английских или американских судов и, как следствие, очень неприятный и, самое главное, неожиданный иск от конкурента в такой суд, который раскрывает тайну бенефициара намного проще, чем украинская правоохранительная система. Но это уже касается очень крупного бизнеса и к теме данного материала имеет весьма опосредованное отношение.
Политика двойных стандартов
В завершение хотелось бы принести извинения семье и команде нашего столичного мэра. На самом деле их упоминание в данной статье вызвано не предвзятым к ним отношением автора, а тем пренебрежением, которое проявляют сегодня они, вчера другие, послезавтра третьи четверть, полу, мега и просто олигархи к действующим нормам украинского законодательства, писаным, надо полагать, не для них. Этот пример иллюстрирует политику двойных стандартов, составляющих основу общественного устройства стран бывшего СССР, где старые, отжившие себя, но от того не менее обязательные (более того — обеспеченные уголовной ответственностью) правовые нормы для одних сочетаются с полным их отсутствием для других. Но ведь и основная цель жизненной борьбы первых состоит лишь в том, чтобы получить статус последних. Возможно, дело и в этом тоже? Но это уже совсем другая история…
Даниил ГЕТМАНЦЕВ газета «Зеркало недели» № 32 от 09 сентября 2011