На офшоры с наскока

В конце ноября вице-премьер Сергей Тигипко вновь затронул тему ужесточения правил для компаний, ведущих операции с офшорами. На этот раз идея была подана в очень привлекательной для обывателя форме. За счет введения нового сбора с офшорных операций планируется изыскать дополнительные средства для пенсионных выплат украинцам.

Правда, опыт показывает, что все предыдущие похожие намерения заканчивались ничем.
Суть последних налогово-офшорных планов С.Тигипко такова. Существующий перечень офшорных зон предполагается расширить более чем в 2 раза (с 33 до 68 стран), а все операции с этими юрисдикциями – обложить специальным обязательным платежом, поступления от которого будут направляться в Пенсионный фонд Украины. "Вы не сможете перечислить туда деньги без предварительной уплаты взноса в бюджет. Вы не сможете направить туда товар без уплаты 12%", – заявил вице-премьер на одном из брифингов. И озвучил сумму предполагаемых поступлений от введения подобного сбора – около 3 млрд грн.

Заинтересованные в этих самых офшорах лица восприняли данную затею скептично. Во-первых, потому что в любой украинской власти последнего десятилетия пребывает немало представителей тех компаний и предприятий, которые используют преимущества офшорной минимизации налогообложения. Во-вторых, эти заявления – далеко не первая инициатива в деле "борьбы с офшорами", исходившая от С.Тигипко.
 
Так, о намерениях противостоять офшорным схемам вице-премьер заявлял еще в конце прошлого года. Тогда он собирался "ударить по Кипру". Эта страна формально не считается в Украине офшорной зоной (не включена в перечень таковых, утвержденный распоряжением КМУ №143-р от 23.02.2011), но является признанным лидером по подобным способам финансовой оптимизации. По данным Госстата Украины, на 1 октября 2011 года прямые инвестиции из Украины в Кипр составили в общем показателе 92,6%, а в абсолютном выражении – 6,35 млрд долл. нарастающим итогом. Почти четверть всех иностранных инвестиций в нашу страну также приходится на это островное государство (12,09 млрд долл.).

В тот период вице-премьер предлагал либо изменить, либо попросту отказаться в одностороннем порядке от действующего договора об избежании двойного налогообложения с Кипром, доставшегося нашей стране в правовое наследство от СССР. Но идею разрыва этого межгосударственного договора зарубил премьер-министр Николай Азаров. В следующий раз С.Тигипко вернулся к ней минувшим летом, когда в парламент был подан законопроект №8498 о денонсации соответствующего соглашения с Кипром. На том этапе документ не был поддержан уже парламентариями – законопроекту не хватило более 100 голосов для включения в повестку дня.
 
Учитывая эти перипетии, инициатор ужесточения правил офшорной игры решил продавить вопрос с иной стороны. Вице-премьер исключил из основного пакета анти-офшорных поправок в налоговое законодательство такую юрисдикцию, как Республика Кипр. Как-никак, страна входит в Евросоюз, и просто так ее к офшору не приравняешь. (Для субъектов предпринимательства, ведущих операции с подобными юрисдикциями, "где налоги ниже, чем в Украине", планируется внедрить особый проверочный режим силами спецподразделения в ГНС). Расчет понятен. Мол, не увидев налоговой угрозы для "любимого острова", украинские бизнесмены во власти не будут препятствовать появлению нового спецплатежа для ПФУ.

Впрочем, беспроблемной в своем прохождении обновленная идея С.Тигипко также быть не обещает. "Введение 12% сбора с офшорных операций – вопрос не экономической целесообразности, а политического торга между определенными группами влияния. И это подтверждает позиция министров экономического блока украинского правительства, которых, как они сами заявляют, раздражают такие инициативы", – говорит Иван Герасименко, директор компании "Инвестмент Сервис Юкрейн" (занимается сопровождением офшорной деятельности).

По его словам, сейчас наши компании напрямую в офшоры направляют не так много денег. Налоговый кодекс Украины ввел жесткие ограничения по перечислениям в офшоры оплаты за консультационные, маркетинговые и подобные услуги, а также сильно ограничил платежи за роялти. "Офшоры в таких сделках сегодня, по сути, не используются", – утверждает И.Герасименко. И добавляет, что подобные инициативы – не более чем популизм: "Существует немало других юрисдикций, которые не считаются офшорами и которые можно эффективно использовать для законной оптимизации. Просто власть об этом молчит. Наверное, на то есть свои причины".

Руководитель "Инвестмент Сервис Юкрейн" считает, что даже если введут специальный сбор для операций с офшорными юрисдикциями, он не сможет стать действенным способом наполнения Пенсионного фонда. Это лишь простимулирует украинских предпринимателей искать новые пути налоговой оптимизации. В частности, при работе с офшорами схему придется дополнять еще одной компанией-посредником из формально неофшорной юрисдикции – например, с Кипра или из Лихтенштейна.
 
Схожую точку зрения высказывает и старший юрист группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова. По ее мнению, ужесточение условий осуществления офшорных операций значительно снизит их рентабельность, что ставит под сомнение возможность увеличения денежных поступлений для ПФУ в озвученных вице-премьером объемах. "Это заставит предприятия искать обходные пути для движения капиталов. Прежде всего, за счет использования схем перемещения капиталов в офшорные зоны через неофшорные страны с благоприятным инвестиционным климатом", – уверена эксперт.

При этом она обращает внимание на следующий момент. Действующий НК Украины в п. 161.2 предусматривает, что предприятие может включать в состав расходов лишь 85% от стоимости товаров, работ либо услуг по "офшорным договорам". Фактически данное положение означает, что государство признает лишь 85% расходов резидентов по таким операциям. Вместе с тем, исходя из положений предполагаемого законопроекта, 12% сбора будет взиматься от 100% указанной стоимости. "Таким образом, государство должно определиться, в каком объеме будет признаваться стоимость товаров, работ либо услуг по такого рода договорам", – полагает Ю.Яшенкова.

В целом же, нельзя не согласиться с юристом AstapovLawyers в том, что комментировать намерение С.Тигипко относительно введения нового 12% сбора до регистрации соответствующего законопроекта в парламенте – дело весьма неблагодарное. Сложно предугадать, "в какой редакции соответствующий документ попадет в Верховную Раду и попадет ли в принципе". Ведь все предыдущие затеи вице-премьера по данному направлению закончились безрезультатно. И вряд ли его нынешняя около-офшорная инициатива имеет особые шансы на успех.
Сергей Кукин

Источник: minprom.ua