Государственной налоговой службе дадут право контролировать практически все внешнеэкономические сделки
В большинстве развитых стран уже давно научились бороться с использованием подобных схем, внедрив государственный контроль над ценообразованием при проведении подобных внешнеэкономических операций. Если налоговые органы обнаруживают, что сделка проведена по цене ниже среднерыночной, продавцу доначисляются налоговые обязательства, рассчитанные исходя из недополученной прибыли. Либо же прибыль связанных компаний автоматически включается в общую сумму налогооблагаемой прибыли материнской структуры.
Аналогичные правила правительство предлагает внедрить и в Украине. Подготовленные Кабмином правки в Налоговый кодекс предоставляют Государственной налоговой службе с 1 января 2013 г. право контролировать внешнеэкономические операции со связанными лицами на сумму от 100 млн грн. на предмет соответствия цены сделки среднерыночной. Причем компании будет предоставлена возможность самостоятельно скорректировать налоговые обязательства по контрактам, которыми заинтересовались фискалы еще до начала проверки. Аналогичное право корректировки получат и связанные с ней лица, участвовавшие в сделке.
Главный вопрос: какие именно компании могут считаться связанными и, соответственно, какие сделки будут на особом счету у контролирующих органов? Согласно законопроекту связанными могут считаться юридические и физические лица, владеющие 20%-ной и более долей в капитале партнера по торговой операции либо имеющие там 50%-ное представительство в наблюдательном совете. Связанными признаются также компании, в которых руководство или более 50% состава правления назначены одним лицом, а также совместно работающие родственники. Однако эти ограничения можно будет легко обойти. Ведь, к примеру, никто не помешает создать разные компании, которые формально не будут подпадать под определение связанных лиц, но неофициально координировать свои действия.
Однако в отличие от западного опыта кабминовский законопроект предлагает фискалам отслеживать не только операции со связанными лицами. Под аналогичный контроль также попадут сделки с участием посредников, операции с товарами, являющимися предметом биржевой торговли: нефтью, нефтепродуктами, газом, углем, черными, цветными и драгоценными металлами, зерновыми культурами, подсолнечным маслом и удобрениями. Налоговой также вменят в обязанность отслеживать трансфертное ценообразование операций с оффшорными контрагентами, партнерами-«упрощенцами», сельхозпредприятиями и компаниями, имеющими льготы (0%) по налогу на прибыль. «Поскольку налог на прибыль не платят все нерезиденты, получается, что под определение контролируемых операций попадают все сделки с ними, то есть все экспортно-импортные операции. Скорее всего, эта норма будет доработана и сужена. Поскольку в нынешней редакции ГНС открыто потребовала установить контроль над всей внешней торговлей», — говорит старший юрист DLA Piper Дмитрий Донец.
Потенциальными объектами повышенного внимания со стороны фискалов могут стать даже компании, поставляющие свою продукцию на внешние рынки по вполне рыночным ценам. «Чтобы у налоговой службы появились претензии, достаточно хотя бы одному или двум субъектам хозяйствования провести внешнеэкономическую сделку по более высокой, нежели рыночная, цене. И ГНС включит такие сделки в свою базу данных. Поскольку она только начнет формироваться, понятие среднерыночной или обычной цены будет очень размытым. Поэтому, по сути, любого предпринимателя, экспортирующего или импортирующего товар, можно обвинить в занижении налоговых обязательств. И хотя бремя доказывания «злого умысла» со стороны бизнесмена лежит на налоговых органах, вряд ли это остановит недобросовестных инспекторов в желании выполнить доходы казны», — отмечает в комментарии «ДС» партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник.
Опасаться новых правил не стоит разве что крупнейшим компаниям, которые, согласно упомянутому законопроекту, смогут заранее согласовывать свои контрактные цены с фискалами на срок до трех лет. В этом случае все договоры и операции, проводимые в течение этого периода, будут автоматически считаться безопасными. «Согласно реестру крупных налогоплательщиков у нас таковых насчитывается всего 1359. Эти предприятия смогут согласовывать цены с ГНС и избавиться от проверок. Все остальные вынуждены будут смириться с постоянным контролем каждой сделки с соответствующими затратами времени, официальными и неофициальными платежами. А это прямая дискриминация мелкого и среднего бизнеса», — считает г-н Серветник. Единственной возможностью для небольших и средних компаний избавиться от пристального контроля фискалов может стать дробление внешнеэкономических сделок и поставки товарных партий на суммы до 100 млн грн.
Желание государства закрыть минимизационные схемы в период острого дефицита бюджета вполне оправданно. Тем более что такой подход вписывается в общемировую практику. Национальной особенностью является лишь то, что усиление контроля над внешнеэкономическими операциями вводится избирательно: крупные компании, руководство которых вхоже во властные кабинеты, вновь останутся неприкасаемыми, а терпеть поборы придется обычным бизнесменам.
Автор Алексей Набожняк
Источник: www.dsnews.ua