Покой нам только сниться…
Налоговики утверждают, что придумали механизмы для преодоления оттока средств в оффшоры. Налоговики вместе с Нацбанком планируют побороть отток средств в оффшоры. Как сообщил председатель Государственной налоговой службы (ГНС) Украины Александр КЛИМЕНКО, механизмы для этого уже есть, но пока еще их не афишируют, потому что они еще дорабатываются. Трудятся над оффшорным законодательством и Госкомпредпринимательства и Минсоцполитики, которые общими силами готовят законопроект о введении дополнительного налога для украинского бизнеса по операциям с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах.
Что же, со сто первой попытки украинский бизнес попробуют научить цивилизовано и полностью платить налоги. По словам председателя ГНС Украины, анализ грузовых таможенных деклараций показал: 187,9 миллиарда гривен — это общий объем непрямого экспорта. Другими словами, в этих суммах и нужно искать необлагаемые налогом и частично облагаемые налогом прибыли украинских олигархов и их финансово-промышленных детищ. “Через третьи лица (посредников) поставляется 52,4% экспортированных из Украины товаров. Из них 13,8% проходит через оффшорные зоны. Только в металлургии удельный вес операций с использованием третьих лиц превышает 75% от общих объемов поставок черных металлов. Через посредников прошло 64,7 миллиарда гривен”, — рассказал Клименко. По его словам, самым пораженным “посредничеством” оказался зерновой рынок, где 98% экспортных операций (на 30 миллиардов гривен) осуществляется при участии третьих и часто связанных между собой предприятий. “Мы работаем с большими финансово-промышленными группами, показываем им их схемы, прямые и непрямые контакты, завышенный импорт. Но для комплексного решения проблемы необходимы законодательные изменения”, — закончил на традиционной для чиновника ноте о несовершенном законодательстве Клименко.
Проблему оффшоров подтверждают и объемы прямых инвестиций (акционерного капитала), которые поступают в экономику Украины из стран ЕС. На 1 июля 2012 года в страну пришло 41,3 миллиарда долл, сообщила недавно Государственная служба статистики Украины (Госстат). В частности, традиционно крупнейшим инвестором Украины остался Кипр с 14,5 миллиарда долл (35,1% общего объема инвестиций из стран ЕС). Такая статистика украинских чиновников не пугает, напротив — радует. А как иначе: инвестиции приходят, а Кипр официально не входит в перечень оффшоров (список, кстати, ежегодно утверждает Кабмин), поэтому и нет придирчивого внимания к средствам “оттуда” и “туда”. Но де-факто... Как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Поэтому никак не удается разрубить этот оффшорный узел. Возможно, действительно украинские законы отстают от цивилизованного налогового мира и не позволяют побороть данную проблему. А возможно, причина не только и не столько в этом.
На правах анонимности одно из украинских высокопоставленных должностных лиц, имеющих отношение к решению налогового вопроса с Кипром и оффшорами, рассказало “Дню”, что налоговики сегодня имеют достаточно законных методов, чтобы навести порядок в налогах. “Однако, — говорит он, — проблема не в Кипре, потому что если его закроют, сразу возникнет десять схем, которые позволят выводить деньги опять без уплаты налогов. Нужно поднимать налоговую культуру и уменьшать налоговую нагрузку”.
Зато заслуженный экономист, член совета Союза аудиторов Украины и общественных советов при Государственной налоговой службе Украины Татьяна ЗАЦЕРКОВНАЯ рассказала “Дню” о другом способе решения оффшорной проблемы. По ее мнению, нужно вводить не налог для компаний, которые работают с оффшорными зонами, а налог для работы с теми зонами, где есть мягкое налогообложение. Для этого, добавляет она, следует определить уровень налоговых ставок, в которые попадут очевидные и скрытые оффшоры. Но и это временный шаг, продолжает Зацерковная. Чтобы полностью избавиться от этой головной боли, говорит она, нужно позаботиться о создании простой системы налогообложения, чтобы у бизнеса не было желания убегать в другую страну и платить ей налоги.
Газета «День», № 177, 3 октября 2012
Наталья БИЛОУСОВА