Кипрский оффшор: как изменятся условия работы с принятием Конвенции (Эксперт)
Внимания заслуживают, прежде всего, новые ставки налога на репатриацию пассивных доходов, которые будут применяться вместо привычных нулевых, а также условия обмена информацией, сообщила ЛIГАБiзнесIнформ директор консалтинговой компании Solano Лана Голян.
Инвестиции
Со вступлением в силу Конвенции, а это вероятнее всего произойдет в 2014 году, с дивидендов, выплачиваемых украинскими компаниями своим материнским кипрским холдингам, будет удерживаться налог на доходы нерезидентов с источником происхождения в Украине. Ставка удерживаемого налога будет составлять 5%, если кипрская материнская компания владеет долей более 20% дочерней украинской, или инвестировала минимум 100 000 евро в приобретение акций (долей) дочерней компании. В остальных случаях украинская компания, выплачивая дивиденды своим кипрским акционерам (участникам), обязана удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы нерезидентов по ставке 15% от суммы и за счет такой выплаты.
Вступление в силу Конвенции уравнивает кипрских инвесторов с их коллегами из европейских стран – Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Швейцарии, а также США и Канады, соглашениями с которыми также предусмотрена пятипроцентная налоговая ставка. Кроме того, физлицам - резидентам Украины невыгодно будет оформлять корпоративные права на кипрскую компанию с целью получения дивидендов. Другое дело, если поставленная задача касается привлечения стратегического инвестора или продажи доли или бизнеса в целом.
Как и прежде, продавать (отчуждать) акции, корпоративные права украинских компаний более выгодно от имени кипрских собственников. Во-первых, сделка может оформляться не на территории Украины, и в отношении рассмотрении споров по заключенным договорам будет действовать законодательство Кипра. Во-вторых, согласно Конвенции, доход от отчуждения имущества подлежит налогообложению по месту резиденции продавца, а на Кипре такой доход освобожден от налогообложения. Следовательно, продажа доли или бизнеса в целом не подлежит налогообложению ни в Украине, ни на Кипре. Исходя из этого, нет оснований говорить о том, что Кипр утратит свою позицию «основного» инвестора в Украину.
Проценты и роялти
Применение 2% ставки налога на репатриацию доходов от процентов мало повлияет на миграцию кипрских компаний в другие юрисдикции, хотя и не исключается повышенный интерес к британским компаниям. Доход от процентов включается в общий налогооблагаемый доход кипрских компаний, если финансовая деятельность является преимущественным видом деятельности компании, а следовательно облагается корпоративным налогом по ставке 10%.
Поскольку Конвенцией и национальным законодательством Кипра предусмотрена возможность зачета уплаченного налога за рубежом (ст. 21), то кипрские компании не будут подвержены дополнительной налоговой нагрузке. Фактически, это приведет к тому, что кипрские компании будут уплачивать налог не на Кипре, а в Украине, и кипрский бюджет получит меньше налоговых поступлений.
Доход от роялти подлежит налогу на репатриацию по ставке 5%, если роялти выплачиваются за использование или право пользования авторскими правами на научные работы, патенты, торговые марки, секретные формулы, процессы или информацию о промышленном, коммерческом, научном опыте. В отношении доходов от использования иных прав интеллектуальной собственности, в частности, программного обеспечения, удерживаемый налог составит 10%. Мировая практика показывает, что общепринятой является именно 10% ставка налога на доход от использования прав интеллектуальной собственности. Искать пути оптимизации налогообложения роялти можно путем использования комбинации нескольких юрисдикций. И здесь в отношениях с Украиной могут быть интересны британские, голландские, австрийские и даже канадские компании, соглашениями с которыми предусмотрена нулевая ставка налога на доходы в виде роялти, с источником в Украине.
В то же время важно учитывать и уровень налогообложения доходов в виде роялти в стране получателя роялти. Так, например, несмотря на нулевую ставку, предусмотренную Конвенцией с Великобританией, полученные роялти включаются в общий налогооблагаемый доход, с применением корпоративного налога по ставке 20% (для малых и средних компаний). В то же время, выплата роялти в пользу кипрских компаний, по условиям Конвенции, подлежит налогу на репатриацию в Украине 5% (или 10%) и при этом, уплаченный в Украине налог может быть зачтен в счет уплаты налога на Кипре, и фактически Кипрская компания не будет уплачивать налогов на Кипре, а только в Украине.
Сведения о собственниках
Особое внимание стоит уделить статье 24, регулирующей порядок обмена информацией. В рамках данных договоренностей возможен обмен информацией не только относительно предусмотренных в Конвенции налогов и лиц. В отличие от уже существующих конвенций, заключенных Украиной с другими государствами, эта статья существенно ограничивает права запрашиваемой стороны в отказе предоставления информации. В частности, нельзя отказать в предоставлении запрашиваемой информации исключительно на том основании, что сторона не имеет национальной заинтересованности, этой информацией владеет банк или другое финансовое учреждение, номинальный или фидуциарный собственник, или же она касается имущественных прав.
На наш взгляд, данная норма призвана регулировать и контролировать, прежде всего, ценообразование в сделках между ассоциированными компаниями. Использование права на получение информации о реальных собственниках кипрских структур позволит украинским компетентным органам иметь доказательную базу для применения доначислений в сделках, нарушающих условия трансфертного ценообразования, применения пониженных ставок налога на репатриацию доходов в виде процентов и роялти, а также для поиска и конфискации имущества резидентов Украины за рубежом. Также вероятно снижение интереса к кипрским финансово-банковским и трастовым инструментам.
Принятие Конвенции в том виде, в котором она была подписана, – это, безусловно, значительный шаг Украины на пути к европейской интеграции и имплементации международной практики обмена информацией в соответствии с нормами модельной конвенции ОЭСР. Стоит отметить и ожидаемый положительный эффект от дополнительных налоговых поступлений. Но для развития украинской экономики такой фискально-контролирующий подход может иметь и негативные последствия ввиду злоупотреблений как со стороны фискальных органов, так и со стороны недобросовестных конкурентов.
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ