Кипр. Финал. Убейся сам.
Новость, которая шокировала всех (но, разумеется, прежде всего – киприотов): Россия отказала Кипру в предоставлении кредита. Министр финансов Кипра Михалис Саррис вернулся из Москвы с пустыми руками и полным отчаяния сердцем. «Мы не смогли получить поддержку, которую мы хотели получить, финансовую поддержку, на которую мы рассчитывали», – сказал Саррис, которого цитирует Bloomberg. – Но надеемся, что переговоры будут продолжены и Россия сможет выделить необходимые средства, а также пересмотреть условия возврата предыдущего кредита...».
Что ж, надежда умирает последней. Однако отказ России спасать свою «заморскую оффшорную территорию» после того, как она жестоко поиздевалась над нервной системой российских олигархов, уже предопределил невеселое будущее острова. Моментально в геометрической прогрессии накатились и другие проблемы.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило в четверг на один пункт – с ССС+ до ССС – долгосрочный кредитный рейтинг Кипра. Такой же рейтинг имеет Греция. В связи с этим комментарии, думаю, будут излишни.
Еще одну пренеприятнейшую вещь сообщила газета Financial Times от 21.01.13: предоставление Кипру финансовой помощи может быть отложено минимум на два месяца из-за разногласий между кредиторами. Официально называемой причиной отсрочки является необходимость изучения финансовых потребностей банковского сектора. Выходит, что те самые 10 млрд. евро, ради которых Кипр пожертвовал своим главным богатством – репутацией надежного оффшора, – ему так и не дадут.
Фактически Кипр наказали двады. Один раз – русские, отказав в кредите, за то, что он попытался их предать в угоду Германии. Второй раз немцы: за то, что Кипр не проявил необходимую стойкость в вопросе частичной конфискации депозитов и «поплыл» при первом жестком натиске России.
Как пишет Financial Times, «Германия не считает достаточными меры, направленные на ограничение отмывания российских денег через банковскую систему Кипра. Европейские лидеры, в частности, канцлер ФРГ Ангела Меркель, не рассматривают президента Кипра Деметриса Кристофиаса, учитывая предстоящие на Кипре выборы, в качестве вызывающего доверие партнера...».
Более того, Германия окончательно добила Кипр, открестившись от своего авторства в идее скандального налога, чтобы не ссориться с Россией. После того, как все мировые СМИ подтвердили высказанную нами версию о немецком следе в кипрском налоге, в Россию кабанчиком метнулся глава немецкого МИДа Гидо Вестервелле. И, собрав побольше журналистов на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, несколько раз членораздельно и доходчиво повторил, что «не надо приписывать Германии решение по поводу дополнительного налога на вклады юридических и физических лиц, это была идея Кипра».
В общем, Кипр погибает. Дефолт неизбежен. Местным банкам хана. Но головокружение от успеха, явно демонстрируемое Россией, может несколько выбить ее из колеи реальности. Как известно, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в четверг, что «пора вернуться к теме создания собственных оффшоров на территории Российской Федерации – специальных юрисдикций, где будет специальная налоговая ставка. Может быть, и деньги вернутся к нам. А то есть какие-то плохие особые юрисдикции, теперь Кипр таким стал – значит, есть хорошие, откуда никого не гонят, там BVI (Британские Виргинские острова), например, или Багамы какие-нибудь, или еще что-нибудь», – сказал Медведев в ходе правительственной встречи, добавив, что подобная инициатива способствовала бы развитию дальневосточного региона...».
Аналитики тут же прореагировали на спич Медведева в своих блогах, отметив, что если бы кипрского кризиса не было, его стоило бы придумать. Однако идея загнать российские же деньги в Россию – это маниловщина. Как и затащить украинские – в Украину. Капиталисты ищут не столько низких налогов, сколько укрытия от государева ока, от посягательств на собственность, от местных стражей порядка, чиновников и всего того, что приносит бизнесу одни несчастья. Именно потому российские и украинские бизнесмены, по сути, под честное слово оформляли на кипрских резидентов собственность, недвижимость, фирмы, через которые проводились многомиллионные потоки. Потому что верили: кипрские директора безопаснее наших рейдеров, они не посмеют посягнуть на наши деньги. И вот вам – такое разочарование!
И не просто разочарование – паника. Именно паника царит сейчас в хорошо обставленных кабинетах наших банкиров и топ-менеджеров корпораций. Ее причина в том, что закрытие кипрских банков парализовало расчеты между субъектами хозяйствования. Комбинаты не могут получить деньги за металл. Аграрии перечислить за удобрения. Некоторые крупные украинские банки попали в настоящий капкан, поскольку огромные финансовые потоки застряли в их неработающих филиалах на Кипре.
Запасного варианта на случай кипрского кризиса у нас нет и не было. Как перерезать пуповину отношений с полуостровом, непонятно. Слишком много завязано на самом главном финансовом партнере постсоветского пространства
Весь вчерашний день я общалась с представителями рынка, и, несмотря на публичное «нас это не касается», почти все они – в глубокой растерянности и не знают, что делать. Запасного варианта на случай кипрского кризиса у нас нет и не было. Как перерезать пуповину отношений с полуостровом, непонятно. Слишком много завязано на самом главном финансовом партнере постсоветского пространства.
Тем временем мировые СМИ активно обсуждают геополитическую составляющую кризиса. Итальянская газета «Il Legno Storto» опубликовала статью «Кипр и кризис между Москвой и Берлином».
Журналист Уго Финетти связывает кипрскую интригу с предстоящими выборами в Германии. «Немецкий канцлер накануне выборов в сентябре стоит на распутье. До сих пор ей удавалось держать под контролем националистические течения правых. Но несколько месяцев тому назад с возникновением партии «Альтернатива для Германии», которая делает ставку на выход из еврозоны, чтобы перевести в марки дивиденды, заработанные благодаря торговой и финансовой гегемонии, и оставить бывшим партнерам по Евросоюзу долги, связанные с токсичными финансовыми продуктами, выпущенными в прошлом европейскими банками, шансы Меркель на подтверждение мандата уменьшаются.
«Возможная финансовая помощь Кипру стала пробным шаром для правительства Меркель», – утверждает берлинское агентство «Nova». Уже сейчас в ее «черно-желтой» коалиции (ХДС–ХСС–СвДП) возникли противоречия в вопросе оказания помощи для спасения Кипра. В то время как делегат от Христианско-социального союза в финансовом комитете Бундестага Ганс Михельбах высказался в поддержку оказания финансовой помощи в обмен на радикальные реформы и очень жесткие обязательства, финансовый эксперт от Свободной демократической партии Франк Шефер считает, что Никосия может справиться своими силами со своими проблемами. «Кредиты для Кипра абсолютно бесполезны, потому что островное государство может покрыть долги за счет доходов на газовом рынке», – заявил Шефер.
«Чтобы избрать правильный путь, кипрское правительство может попросить совета у председателя Европейского центрального банка Марио Драги, который приобрел большой опыт, работая в инвестиционном банке Goldman Sachs. Вступление Греции в еврозону стало показательным примером и произошло во время его работы в Goldman Sachs». Председатель Экономического совета Христианско-демократического союза Курт Лаук высказался аналогичным образом: «Вся возможная финансовая помощь должна гарантироваться будущими поступлениями от продажи газа; в конце концов, стоимость огромных кипрских месторождений нефти и природного газа была оценена в 600 млрд. евро».
После ухода с поста президента «проконсула» Саркози кризис в отношениях с Путиным сделал Германию уязвимой также и с востока, что ведет к абсолютной изоляции в антинемецкой атмосфере, которая экспоненциально распространяется в Европе. Этот климат должен быть преодолен, чтобы не войти в новую трагическую спираль. Только путем политического решения финансового кризиса можно избежать геополитического кризиса, а также кризиса демократии в самой Германии, о котором год назад предупреждал философ и социолог Юрген Хабермас» (конец цитаты).
Украинские бизнесмены от оценки геополитических интриг категорически воздерживаются. Мол, мы не в теме. Но высказывают свою, оригинальную версию происходящего. «Ситуация с Кипром – это жест отчаяния европейских финансистов, которые потеряли надежду выпутаться из кризиса, – говорит представитель крупной инвестиционной компании. – Два года назад в Давосе говорили, что все уже закончилось. Год назад говорили – скоро закончится. В этом году сказали – не ждите, просвета не будет. Мы работаем с иностранными банками. И обращаем внимание на информацию, которая проходит мимо глаз читающего обывателя. Так вот, рассказываю вам последнюю новость: генеральный директор крупнейшего британского банка «Barclays» Энтони Дженкинс на днях призвал сократить 40 тыс. человек. Это почти треть персонала. В прошлом месяце они выгнали на улицу почти 4 тыс. высококвалифицированных сотрудников. О чем это говорит, подумайте сами. А ситуация с Кипром – логическое продолжение «минуты отчаяния», затянувшейся на годы...».
Галина Акимова
Источник: versii.com