Счетная палата РФ: Кипр не раскрывает российских владельцев офшоров
Счетная палата в ходе контрольных мероприятий выявила, что Кипр не предоставляет Федеральной налоговой службе России (ФНС) запрашиваемую ей информацию об офшорах, хотя это предусмотрено межправительственным соглашением. Между тем в связи с началом его действия с нынешнего года российский Минфин с этой же даты исключил Кипр из списка офшорных зон.
В отчете о проверке Счетная палата указывает на выявленные факты, когда для подтверждения схем ухода от налогообложения российскими компаниями ФНС запрашивала необходимые данные у компетентных органов Республики Кипр. Но в одних случаях в ответе иностранного государства содержались иные сведения, чем те, которые требовались российским фискалам. В других — нужная информация поступала с задержкой, в результате чего она теряла свою актуальность, говорится в документе.
При этом аудиторы отмечают в отчете, что одна из основных проблем, возникающих сегодня при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов, связана как раз с получением информации о бенефициарах офшоров, с которыми российские компании заключают внешнеторговые контракты. Это одна из самых популярных схем минимизации налогообложения.
Суть ее в том, что российская организация с минимальной наценкой реализует товар аффилированной с ней офшорной компании, которая, в свою очередь, перепродает его конечному покупателю уже по рыночной цене. В итоге российская компания платит налог на прибыль с заниженной выручки, а основная прибыль аккумулируется у офшорной компании, которая либо вовсе не платит налог, либо применяет пониженную ставку, поскольку зарегистрирована в низконалоговой юрисдикции.
Так, в 2012 году при экспорте из 20,5 тыс. внешнеторговых контрактов, заключенных российскими организациями, 3,6 тыс. пришлось на долю офшоров, что составило 17,6%. При импорте данный показатель достиг 16,3% — 11,17 тыс. внешнеторговых контрактов из 68,8 тыс. заключены с компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах.
При этом при импорте практически все товары, поступающие в Россию, произведены не на офшорных территориях, а в третьих странах. Аналогичная ситуация сложилась и при экспортных операциях — почти все вывозимые товары из России предназначены для третьих стран, а не для территорий офшорных зон.
Кипр по объему экспортных контрактов, заключенных с российскими компаниями, занимает второе место после Швейцарии: в 2012 году оборот товарных операций составил $46 млрд. По данным Росфинмониторинга, на протяжении трех лет наблюдается устойчивый рост поступления денежных средств в банки Кипра из России.
— Протокол к российско-кипрскому соглашению вносит изменения в статью соглашения, которая как раз касается вопросов взаимной помощи сторон в сборе налогов, — говорит зампредседателя правления Ланта-Банка Дмитрий Шевченко.
В частности, Протоколом расширен объем предоставляемой информации: теперь можно запросить информацию, касающуюся любого налога, а не только налога на прибыль, добавляет партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. Наряду с этим, добавляет эксперт, установлены основания для отказа в предоставлении информации и основания, по которым в раскрытии информации отказать нельзя.
Однако документ не предусматривает порядок и сроки предоставления, запрашиваемой информации, а также не упоминает о содержании ответа на запрос, — отмечают эксперты.
Более того, по словам юриста московского офиса МЮГ AstapovLawyers Ксении Гагаевой, анализ действующего нормативно-правового акта позволяет делать вывод об отсутствии норм, закрепляющих объем ответственности, которую может понести одна из сторон при несоблюдении Протокола, а также самого соглашения.
Этим как раз и пользовались кипрские банки, предоставляя информацию не вовремя или по факту перевода денежных средств, выбирая момент, когда на счетах оставались незначительные суммы.
Эксперты сошлись во мнении, что факты, выявленные Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, не могут быть расценены как правонарушения ввиду отсутствия ответственности, а также отсутствия состава правонарушения в действиях стороны.
— Скорее, заявления Счетной палаты носят политический характер, — указал Михаил Александров. Он напомнил, что на фоне кипрского кризиса Россия снизила ставку по ранее выданному кредиту до 2,5%, сделав определенные шаги навстречу Кипру.
— И сейчас, безусловно, ждет ответной реакции, — считает эксперт.
Налоговый консультант Светлана Огаджанянц считает, что принудить налоговые органы Кипра работать в соответствии с правилами российских налоговых органов маловероятно.
— Так как Россия больше, чем Кипр, заинтересована в исполнении соглашения, то российским налоговикам следует более четко и своевременно формулировать свои запросы, — говорит Огаджанянц.
В то же время результаты проверки могут привести к заключению новых протоколов между Россией и Кипром по инициативе российской стороны.
Источник: http://izvestia.ru