Банки раскрывают тайны

Регуляторы по всему миру ужесточают контроль за финансовыми рынками. Череда скандалов с участием крупнейших транснациональных компаний, погрязших в схемах налоговой оптимизации, заставила власти начать повсеместное наступление на популярные налоговые гавани. Ключевую роль в данном процессе играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая по примеру межправительственной организации FATF ведет собственный список стран, допускающих "недобросовестную налоговую конкуренцию".

Первыми на непопулярные меры пошли  ведущие страны Евросоюза. В апреле Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания взяли на себя обязательство раскрывать информацию о банковских вкладах иностранным фискальным службам. Месяц спустя к ним присоединились заморские территории Великобритании. Власти Бермудских, Каймановых, Британских Виргинских островов, Ангильи, Гибралтара, островов Мэн и Гернси пообещали передавать информацию о банковских вкладах налоговым органам европейских стран. Таким образом, фискалам станет доступна информация об операциях между этими офшорами.

В мае комиссар ЕС по вопросам налогообложения  Альгирдас Шемету заявил, что "на подходе" аналогичное соглашение о сотрудничестве, но в рамках всего Евросоюза. А в начале сентября участники саммита G20 в Санкт-Петербурге утвердили окончательный антиофшорный план. Он предполагает переход до конца 2015 года к автоматическому раскрытию банками информации о налогоплательщиках. В единой базе данных будут фиксироваться имена и фамилии вкладчиков европейских банков, даты их рождения и адреса, названия компаний и даже причитающиеся им дивиденды, проценты по вкладам и другие доходы. "Такие действия "большой двадцатки" ведут к тому, что понятие "банковская тайна" поменяло первоначальный смысл",— констатирует руководитель департамента АФ "Грамацкий и партнеры" Игорь Реутов.

Обладатели солидных счетов в иностранных  банках уже не чувствуют себя уверенно. "Новации в сфере раскрытия информации в той или иной мере коснулись практически всех юрисдикций, в том числе популярных среди украинских клиентов private banking. Самые масштабные изменения происходили в Швейцарии, Великобритании и ряде юрисдикций с низкими ставками налогообложения",— констатирует старший менеджер группы Human Capital компании Ernst & Young Галина Хоменко. Швейцария — некогда оплот банковской тайны — в начале сентября капитулировала под давлением США. В конце прошлого месяца альпийские финансисты согласились "сдавать" американских вкладчиков, укрывающих средства от налогообложения. Они будут раскрывать информацию о международных операциях и предоставлять данные по каждому незадекларированному счету. Еще раньше был имплементирован закон о международной налоговой помощи, который вступил в силу в феврале. Он обязал швейцарских банкиров подавать сведения о своих клиентах, нарушивших налоговое законодательство, по запросу правоохранительных и налоговых органов иностранных государств.

О готовности открывать информацию о депозитных вкладах заявили  и власти Люксембурга. "Мы можем  без большого ущерба ввести автоматический обмен данными с 1 января 2015 года",— заявил премьер-министр этой страны Жан-Клод Юнкер. Одним из немногих государств, все еще отстаивающих принципы тайны банковских вкладов, остается Австрия. Чтобы сохранить статус-кво, австрийцы взимают налог с дивидендов нерезидентов и часть суммы переводят в страну "прописки" владельцев депозитов. "Тем не менее Австрия в этом году подписала многостороннее соглашение (в рамках?) ОЭСР об обмене налоговой информацией. Таким образом, она взяла на себя обязательства относительно сотрудничества в борьбе с уклонением от уплаты налогов",— отмечает старший юрист ЮК Moris Group Владислав Кувичкин. Из офшорных же юрисдикций наиболее "упрямыми" оказались Бермуды. Вместо развернутой информации о вкладах там согласились предоставлять лишь данные о размерах депозитов и фамилиях вкладчиков.


Не в деньгах счастье


Головной болью для клиентов private banking является и ужесточение  требований к раскрытию источников происхождения капиталов. "Дальше всех пошла Швейцария, где правительство подготовило проект закона, согласно которому банкам запрещается обслуживать клиентские счета без подтверждения их владельцами факта уплаты всех налогов",— отмечает Сергей Цурган, старший консультант группы Human Capital компании Ernst & Young. Если раньше для открытия депозита клиентам достаточно было предоставить документы о продаже недвижимости, получении ссуды и т. д., то сейчас от них будут требовать отчитаться о доходах, полученных от бизнес-деятельности. Опыт сбора таких данных у швейцарских банкиров есть. В 2011-2012 годах государство заключило соответствующие договоры с Австрией, Великобританией и Германией. Резиденты этих стран, имеющие счета в швейцарских банках, обязаны либо раскрывать налоговым органам информацию об источниках происхождения своих средств, либо осуществлять значительный одноразовый платеж в бюджет (до 45% от суммы на счету). "Кроме того, многие швейцарские банки требуют личного присутствия лица, которому будет принадлежать счет. При этом минимальный размер депозита должен составлять сумму, которая часто превышает $1 млн",— отмечает адвокат, партнер юридической компании TIC Денис Писанный.

Аналогичные требования к раскрытию  информации начинают предъявлять и  финансисты других европейских стран. Зато в Сингапуре и Гонконге с деньгами обращаются более свободно. В пакет обязательных документов, которые предоставляют крупные вкладчики в Сингапуре, входят только заявление на открытие счета, копия паспорта, подтверждение постоянного адреса, а также общая информация о вкладчике и источниках происхождения его средств. Лояльное отношение к состоятельным клиентам private banking наблюдается и в Латвии. "Несмотря на предостережение от соответствующих структур ЕС, латыши решились принимать деньги из банков "тонущего" Кипра",— говорит директор АФ "Киевская аудиторская служба" Владимир Гаркуша.

По рекомендации ОЭСР налоговые  органы многих стран создали отдельные  подразделения, целиком предназначенные  для работы с состоятельными гражданами. "Они уже существуют в Австралии, Великобритании, США и ряде других государств. При этом налоговые органы осознают необходимость нормальных взаимоотношений с обеспеченными гражданами. В частности, предоставляя возможность предварительного обсуждения налоговых вопросов до подачи налоговой декларации. Такая возможность, например, существует в Нидерландах",— отмечает Галина Хоменко.


Налоговые риски


Пертурбации в странах, традиционно  служивших убежищем для денег  состоятельных украинцев, подвергают риску сохранность размещенных  капиталов. Даже не являясь членом ОЭСР, Украина быстро расширяет круг контактов. Только в нынешнем году был ратифицирован договор об избежании двойного налогообложения с Кипром, подписан аналогичный документ с Ирландией и Мальтой. В каждом из них содержатся положения об обмене информацией. "По сути, на сегодняшний день не существует ни одной юрисдикции, которая могла бы гарантировать абсолютную конфиденциальность информации о банковских вкладах",— считает Сергей Цурган.

После вступления в Швейцарии в  силу закона "Об административной помощи в налоговых вопросах" украинские фискалы могут требовать доступа к информации о счетах. "Швейцария предоставляет информацию, связанную с уплатой налогов, по запросу любой страны, подписавшей соглашение об избежании двойного налогообложения. Между Украиной и Швейцарским Федеральным Советом такое соглашение было подписано еще в 2000 году и вступило в силу в феврале 2002 года",— напоминает Игорь Реутов. Правда, подноготную о клиентах власти смогут получить лишь в случае, если будет открыто уголовное производство по подозрению в совершении налоговых преступлений. Прежде чем стучаться к швейцарским банкирам, им придется провести расследование, собрать данные о вкладчиках, уклонявшихся от уплаты налогов, их счетах и т. д.

Отечественных клиентов private banking, уличенных в неуплате налогов, могут обязать погасить налоговые обязательства и заплатить штрафы и пеню, а то и начать в отношении них уголовное преследование. Ответственность за действия по уклонению от уплаты налогов предусмотрена ст. 212 Уголовного кодекса (если сумма непоступлений в казну составляет от 573,5 тыс. грн и более).

По словам юристов, большинство "скользких" мест в законодательстве можно обойти. Наиболее простой путь — размещать  депозиты в зарубежных банках и формировать инвестпортфели через офшорные компании. "Большая часть клиентов private banking так и поступают. Зарубежные банки в свою очередь управляют их инвестпортфелями через инвесткомпании, зарегистрированные в офшорах. В результате выходит, что доходы и тех, и других формально получены вне налоговой юрисдикции страны нахождения банка",— отмечает Владимир Гаркуша. Тем не менее миграция капиталов отдельных состоятельных клиентов в новые юрисдикции не за горами. Юристы считают, что основной поток частных денег будет направлен в пока недоступные европейским властям азиатские юрисдикции — Гонконг, Сингапур, эмират Рас-аль-Хайма, где пока еще соблюдаются принципы банковской тайны.

Анна Шведова   http://www.kommersant.ua/