Один на всех

Эксперты и представители бизнеса  предложили свой вариант ликвидации минимизационных схем внутри страны — введение консолидированной отчетности. Подготовленный Министерством  доходов и сборов перечень стран, операции с которыми подлежат контролю в рамках закона о трансфертном ценообразовании (сейчас в него входит 92 государства), будет сокращен.

Глава ведомства Александр Клименко пообещал найти по этому вопросу "разумное, компромиссное решение", а также заявил о готовности к  обсуждению других спорных пунктов "антиоффшорного" закона. Эксперты уже высказали к нему ряд замечаний, главное из которых — отсутствие обязательного для таких законов понятия о консолидированном методе уплаты налогов.

Закон "О трансфертном  ценообразовании", вступивший в  силу 1 сентября, призван перекрыть одну из самых распространенных схем минимизации налогов с участием оффшорных компаний. Это, считают в Миндоходов, должно принести бюджету дополнительный доход — 0,5 млрд грн. еще до конца этого года и 20 млрд грн. в течение ближайших трех лет.

В министерстве не устают подчеркивать, что при подготовке  закона и подзаконных нормативов  учитывалась зарубежная практика  и рекомендации Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако первые наработки Миндоходов по организации контроля над трансфертным ценообразованием свидетельствуют об обратном.

В частности, это касается  перечня стран, операции с которыми  будут контролироваться в рамках  закона о трансфертном ценообразовании.  В него попали 92 государства. Формально министерство действовало в рамках закона, включив в список страны, где налог на прибыль меньше украинского на 5%. Но в результате получилось, что компанию таким известным оффшорам, как, скажем, Каймановы острова, составила известная своими жесткими фискальными правилами Германия, а также большинство соседних с Украиной стран.

"Один из вопросов, которые  беспокоят бизнес, — достаточно  большой перечень государств, операции  с контрагентами которых будут  подпадать под контроль. Мы видим  такую обеспокоенность, поэтому работаем над решением этого вопроса. Будет найдено компромиссное, разумное решение", — заявил глава ведомства Александр Клименко.

Эксперты настаивают: чтобы  соответствовать мировым тенденциям  в налогообложении, корректироваться  должны не только подзаконные нормативы, но и сам закон. Во-первых, рекомендации ОЭСР по контролю над трансфертным ценообразованием в большей степени касаются международных транзакций и не содержат предписаний распространять их на операции внутри страны.

Что вполне логично. Ведь главная цель такого контроля — ограничить возможность построения оптимизационных схем с участием контрагентов, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях или государствах с низкой ставкой налога на прибыль. Во-вторых, налоговое законодательство развитых стран подстраивается под современные экономические реалии, в которых главенствующую роль играют холдинговые структуры.

Речь идет о введении системы  консолидированного налогообложения.  Она строится на нескольких  ключевых моментах: группа взаимосвязанных предприятий рассматривается как единый налогоплательщик, если все они не пользуются налоговыми льготами и уплачивают налоги на общих основаниях, исполнение обязанностей по уплате налогов от имени всей группы осуществляет материнская компания, по налоговым обязательствам группы заполняется единая налоговая декларация, операции внутри группы освобождаются от налогообложения. Сейчас система консолидированного налогообложения введена в 18 из 30 стран — участниц ОЭСР.

По этому же пути пошла  и Россия, в которой контроль  над трансфертным ценообразованием  был введен два года назад.

"В РФ в первый же год  действия закона о трансфертном ценообразовании его пришлось буквально перелопатить. По мере применения его норм выявлялись недостатки, которые оперативно ликвидировались", — говорит Рустам Вахитов, глава налоговой практики Baker Tilly Ukraine.

В частности, некоторые российские холдинги, ориентированные на экспорт, начали переносить за рубеж целые подразделения, в первую очередь те, что связаны со сбытом. "Проще и дешевле было увеличить штат сотрудников торгового дивизиона в Нидерландах с 10 до 200 человек, чем пытаться выполнить сложные требования нового законодательства в России", — говорит Рустам Вахитов.

Возможность подавать консолидированную  отчетность мотивирует бизнес  раскрывать полную информацию  о финансовой деятельности, у  ФПГ отпадает необходимость проводить между связанными компаниями оптимизационные операции.

"У собственника могут быть  прибыльные и убыточные компании, результат деятельности которых  просто суммируется. Но главное,  что будет не несколько налоговых  отчетов, а один", — поясняет  суть консолидированной отчетности Владимир Котенко, глава налоговой и юридической практики EY в Украине.

В разных странах действуют  разные практики консолидации  налоговой отчетности. Чаще всего  консолидированным налогоплательщиком  не могут быть компании, обладающие налоговыми льготами, некоммерческие организации, иногда — финансовые структуры.

Так, в Финляндии консолидированную  отчетность не могут сдавать  страховые компании. В Нидерландах  все участники группы должны  платить налоги по одной и  той же системе. В ряде случаев четко оговаривается период, в рамках которого должна сохраняться создаваемая консолидированная группа. В Испании этот срок составляет три года, в Португалии — пять лет.

По словам президента Союза  налоговых консультантов Украины  Леонида Рубаненко, консолидированная система налогообложения рассматривается странами ОЭСР как один из главных методов поддержки крупного бизнеса, стремящегося сократить административные расходы на уплату налогов на общих основаниях. Возможность подавать консолидированную отчетность в Украине избавит бизнес от чрезмерного фискального давления и упростит для налоговой процесс контроля над трансфертным ценообразованием.

В свою очередь, уменьшение  расходов на подготовку отчетной  документации стимулирует бизнес  не выстраивать сложные многоуровневые схемы налоговой оптимизации, а выходить из тени и повышать прозрачность структуры собственности и операционной деятельности взаимосвязанных предприятий.

Автор: Сергей ИВАНОВ  ("Деловая  столица" 43(469) 28.10.2013)

http://www.depo.ua/