Реестры бенефициаров в ЕС - финальные аккорды

Широко-обсуждаемая в последнее время эпопея по введению реестров бенефициаров в ЕС подходит к своему логическому финалу. 20 мая 2015 года Европейский Парламент официально принял так называемую «4-тую антиотмывочную директиву», предварительно одобренную Советом ЕС ещё в апреле. Директива среди прочего предусматривает введение в странах ЕС реестров бенефициарных собственников компаний и трастов.

В реестрах будет храниться следующая информация:

Имя, гражданство, дата рождения и место проживания бенефициара;

Природа владения и приблизительный размер принадлежащей бенефициару доли в компании.

Информация о бенефициарах компаний будет «условно-публичной». Это означает, что доступ к ней по умолчанию будут иметь компетентные правоохранительные органы и органы финансовой разведки, а также организации, которые обязаны проводить проверку благонадёжности своих клиентов (например, банки) но только в рамках проведения такой проверки. Кроме того, получить доступ к этим данным сможет любое другое лицо, «имеющее легитимный интерес или законную необходимость» на основании специального запроса. При этом любое государство-член ЕС может на своё усмотрение сделать такую информацию полностью открытой.

В случае с трастами будут применяться особые положения, подразумевающие раскрытие информации об учредителе, доверительных собственниках, попечителе и бенефициарах только если данный траст имеет налоговые последствия. При этом доступ к информации о таких трастах будет предоставляться исключительно правоохранительным органам и органам финансовой разведки.

В соответствии с положениями принятой директивы, члены ЕС обязаны внести изменения в свои внутренние законодательные акты с целью привести их в соответствие с новыми требованиями в течение следующих 2-х лет.

Скорое введение реестров бенефициаров компаний и трастов в странах-членах ЕС может кардинально изменить условия создания компаний и трастов в таких популярных оффшорных юрисдикциях как Кипр, Мальта, Люксембург и др. Таким образом, у владельцев компаний, зарегистрированных в странах ЕС, есть два года на то, чтобы переосмыслить целесообразность и эффективность существующих ныне схем, и в случае необходимости провести реструктуризацию своих активов.

В тоже время правительство Британских Виргинских островов на недавней пресс-конференции заявило, что несмотря на давление со стороны Великобритании, данная юрисдикция не планирует в ближайшее время внедрять на своей территории центральный реестр бенефициаров компаний.

Британские Виргинские острова играют первую скрипку в этом "оппозиционном оркестре", поскольку вот уже в течение нескольких десятилетий данная юрисдикция занимает первые места во всевозможных рейтингах оффшорных финансовых центров, лидируя как в количестве регистрируемых здесь компаний, так и в объёмах денежных средств, прокачиваемых через БВО.

Хотя на словах, конечно же, власти Британских Виргинских островов "всячески поддерживают" усилия мирового сообщества в целом (и Великобритании в частности) в борьбе с транснациональным уклонением от налогов и отмыванием средств, полученных преступным путём. И более того, даже обязались "продолжать дальнейшие консультации с британским правительством по данным вопросам".

Однако вряд ли эти консультации приведут в обозримом будущем к созданию на БВО пресловутого реестра бенефициаров. Особенно учитывая тот факт, что сама Великобритания по всей видимости отказалась от данной идеи, ограничившись внедрением Реестра контролирующих лиц компании (что далеко не то же самое).

В конце марта нынешнего года в Великобритании был утверждён Закон о малом бизнесе, предприятиях и занятости (The Small Business, Enterprise and Employment Act 2015). Новый закон вносит существенные поправки в действующее ныне корпоративное законодательство, регулирующее вопросы создания, функционирования и ликвидации частных компаний.

Ниже перечислены основные новации принятого закона, могущие кардинально повлиять на эффективность функционирования международных схем налогового планирования с использованием английских компаний.

Реестр контролирующих лиц (Register of People with Significant Control)

Главным нововведением британской корпоративной реформы является обязанность компаний начиная с января 2016 года вести публично доступный «Реестр контролирующих лиц компании» (Register of People with Significant Control - PSC).

Контролирующее лицо компании - это лицо, владеющее или иным образом контролирующее более 25% голосующих акций в частной компании или имеющее полномочия назначать и смещать большинство совета директоров - прямо или косвенно (через владение большинством в капитале другой компании). Данное определение не является окончательным. В настоящее время рассматривается возможность более широкого его толкования - например, в ситуациях, когда отдельное лицо «осуществляет контроль или значительное влияние» на компанию, в том числе через партнёрство или траст. Ожидается, что в скором времени будут приняты дополнительные подзаконные нормативные акты, более подробно регулирующие данный вопрос.

После вступления в силу нового закона британские частные акционерные компании будут обязаны идентифицировать всех своих контролирующих лиц и оперативно обновлять информацию о них в соответствующем реестре. А начиная с апреля 2016 года эта информация должна будет на регулярной основе подаваться в Companies House (британский Государственный Реестр Компаний). Первоначально планировалось, что периодичность подачи информации о контролирующих лицах будет составлять один раз в год, однако в настоящее время рассматривается возможность увеличения частоты её предоставления с целью приведения английских правил в полное соответствие с так называемой «Четвертой антиотмывочной директивой ЕС».

По аналогии с ныне существующими реестрами директоров, новый реестр контролирующих лиц будет содержать в себе следующую информацию:

имена контролирующих лиц; и описание способа их контроля над компанией.

За несоблюдение правил ведения реестра контролирующих лиц предусмотрена уголовная ответственность как для самой компании и её директоров/секретарей, так и для контролирующих лиц, которые будут обязаны раскрывать свою личность. Кроме того, за несоблюдение контролирующими лицами этих правил сама компания будет вправе налагать на них дополнительные санкции (при чём для этого компании даже не нужно будет обращаться в суд). Такими санкциями могут быть:

лишение контролирующего лица права голоса; или

ограничение его права на передачу акций.

Здесь следует особо подчеркнуть, что реестр контролирующих лиц компании - это НЕ "реестр бенефициаров компании", возможность введения которого активно обсуждается в последнее время, поскольку можно быть бенефициаром компании, но не иметь при этом контрольных полномочий; и наоборот - иметь право контроля, но без права получать выгоду. По всей видимости, британские власти пока отказались от идеи публично доступного реестра бенефициаров, или по крайней мере отложили решение этого вопроса на более поздний срок.

Кроме того, ожидается, что новые правила о контролирующих лицах в скором времени будут расширены также и на британские партнёрства с ограниченной ответственностью (LLP).

Корпоративные директора (Corporate Directors)

С октября 2015 года частным акционерным компаниям запрещается назначать юридическое лицо в качестве своего директора. Ныне существующие корпоративные директора должны быть смещены и заменены на физических лиц в течение 12-ти месяцев с указанной даты.

Здесь, однако, возможны некоторые исключения из правил. Принимая во внимание тот факт, что юридические лица часто назначаются на пост директора исходя из вполне рациональных соображений (например, для упрощения делопроизводства), власти Великобритании сейчас обсуждают возможность в некоторых случаях позволить такие назначения. В частности, предлагается разрешить использовать в качестве директора компании независимое юридическое лицо, если:

все его директоры являются физическими лицами; и

информация о таких физических лицах публично доступна в государственном реестре страны регистрации юридического лица.

Теневые директора (Shadow Directors)

Понятие «теневой директор» применяется в английском праве к лицу, формально не являющимся директором компании, но фактически выполняющим его функции путем контроля над советом директоров и его действиями. Новые изменения в законодательстве направлены на увеличение ответственности таких лиц и наложение на них того же объема фидуциарных обязанностей, что и для формальных директоров. Однако пока остаётся неясным, как это будет работать на практике. Ожидается, что правительство Великобритании в скором времени опубликует более подробные разъяснения по этому вопросу.

Акции на предъявителя (Bearer Shares)

С 26 мая 2015 года частным акционерным компаниям окончательно запрещено выпускать акции на предъявителя. Ранее сама возможность выпуска акций на предъявителя активно критиковалась за то, что такие акции позволяли своим держателям сохранять полную анонимность. Теперь в течение 9-ти месяцев с указанной даты держатели существующих акций на предъявителя должны быть внесены в реестр акционеров компании. По прошествии указанного срока все акции на предъявителя, оставшиеся в анонимном владении, будут считаться аннулированными.

Годовой отчет (Annual Return)

С апреля 2016 года отчётность частных акционерных компаний будет немного упрощена. Вместо обязательного годового отчета (Annual Return) компании должны будут сдавать в Companies House специальную «Декларацию подтверждения» (Confirmation Statement). Правила заполнения такой декларации будут менее строгими, а подаваться она будет вместе с бухгалтерской отчётностью компании.

Хранение реестров

С апреля 2016 года частные акционерные компании будут освобождены от обязанности держать у себя реестр акционеров, реестр директоров/секретарей и вышеописанный реестр контролирующих лиц. Вместо этого, начиная с указанной даты компании смогут физически хранить все эти документы в Companies House. Новый порядок хранения реестров не является обязательным - это всего лишь удобная опция, которая позволит значительно сократить время и усилия на администрирование корпоративной документации. Это особенно актуально для небольших компаний, информация о владельцах, директорах и контролирующих лицах которой изменяется не так часто.

Заключение

После вступления в силу всех положений британской корпоративной реформы применение местных компаний для целей международного налогового планирования может стать значительно менее эффективным, а иногда и практически невозможным. Популярные в прошлом традиционные недискреционные конструкции, основанные на трастовых декларациях (Bare Trusts) уже не пройдут, так как они станут прозрачны и будут «просматриваться» до реального владельца.

Кроме того, учитывая вышеописанный запрет на корпоративных директоров, вы уже не сможете назначить оффшорную компанию в качестве директора своей английской компании. Даже если из этого правила и будут предусмотрены исключения, то вряд ли они коснутся компаний из классических островных оффшоров, поскольку в таких юрисдикциях отсутствуют публично доступные реестры директоров.