Трансфертное ценообразование: Раскрытие информации о группе компаний

Начиная с 1 января 2015 года, Налоговым кодексом Украины регламентировано содержание документации по трансфертному ценообразованию. В частности, документация по трансфертному ценообразованию должна содержать, в числе прочего:

(а) данные о связанных лицах — о сторонах контролируемой операции и лицах, которые непосредственно либо опосредованно владеют корпоративными правами налогоплательщика в размере более 20%

(б) данные о группе компаний, в которую входит налогоплательщик — описание деятельности группы, и описание организационной структуры группы.

В соответствии с позицией Государственной фискальной службы Украины, данные требования распространяются также на документацию, подготовленную в отношении операций, совершенных в 2013-2014 годах (письмо от 23 марта 2015 года).

Анализ таких данных связан, в первую очередь, с необходимостью проведения анализа и выявления особенностей контролируемой операции для определения круга идентичных или однородных операций с целью их сопоставления с применением принципа "вытянутой руки".

Данный принцип был взят Украиной за основу в 2015 году из Руководства Организации экономического сотрудничества и развития (далее — "ОЭСР") относительно трансфертного ценообразования. Он предполагает определение возможности установления в неконтролируемой операции цены, идентичной цене в контролируемой операции, с учетом всего спектра особенностей контролируемой операции и обстоятельств ее совершения, которые устанавливаются в результате всеобъемлющего анализа контролируемой операции. Согласно Руководству ОЭСР относительно трансфертного ценообразования, всеобъемлющий анализ контролируемой операции может включать "анализ промышленности, конкуренции, экономических и регуляторных факторов и других элементов, которые оказывают влияние на налогоплательщика и его окружение", а не только анализ контролируемой операции самой по себе.

Впрочем, анализ данных о группе компаний был необходим и в 2013-2014 годах, до введения принципа "вытянутой руки". Украинскими правилами трансфертного ценообразования, которые действовали до 1 января 2015 года, было запрещено сопоставлять цены (рентабельность) контролируемой операции с ценой (рентабельностью) операций, совершенных со связанными лицами (пункт 39.2.2.1 Налогового кодекса Украины в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года). На практике украинских компаний встречаются ситуации, когда налогоплательщик не намерен раскрывать информацию обо всех своих связанных лицах, в результате чего цены (рентабельность) контролируемых операций могут сопоставляться с ценами (рентабельностью) идентичных или однородных операций с лицами, которые фактически являлись связанными лицами. Часто свидетельства такой связанности могли быть выявлены в результате экспресс-анализа открытых источников информации.

С 1 января 2015 года формулировки в статье 39 Налогового кодекса Украины были значительно смягчены в этой части, и теперь допустимо сопоставление контролируемой операции с операциями, сторонами которых являются связанные лица, при условии, что такие сопоставимые операции не признаются контролируемыми. Следовательно, с формальной точки зрения, сама по себе связанность сторон той или иной операции теперь не должна являться достаточным основанием для ее исключения из числа сопоставимых операций.

Показательным примером в данном случае могут быть операции со связанными лицами, все стороны которых являются налоговыми резидентами Украины, потому что в 2015 году операции между резидентами Украины были исключены из числа контролируемых. Однако наличие информации о связанности сторон таких потенциально сопоставимых операций в свете принципа "вытянутой руки" и "всеобъемлющего анализа" неизбежно приведет к необходимости установить возможность влияния такой связанности на ценообразование и уровень рентабельности в операции.

Таким образом, раскрытие и анализ информации о группе компаний и связанных лицах позволяет не просто проанализировать саму контролируемую операцию, но и так называемый "background", то есть обстоятельства совершения контролируемой операции и факторы, которые могут иметь прямое или косвенное влияние на цену или рентабельность операции.

Раскрытие информации о конечном бенефициаре

С учетом Закона Украины №1701-VII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей" ("Закон о раскрытии конечных бенефициаров"), компания EBS обычно рекомендует раскрывать в документации по трансфертному ценообразованию также информацию о конечных бенефициарах налогоплательщика, осуществившего контролируемую операцию. Тем более, что данная информация после подачи налогоплательщиком соответствующих сведений в Госреестр Украины доступна в открытых источниках информации (например, на официальном сайте Министерства юстиции Украины).

Налоговый кодекс Украины не требует раскрытия конечного бенефициара при подготовке документации по трансфертному ценообразованию. С позиции правил трансфертного ценообразования речь идет только о раскрытии лиц, которые прямо или косвенно владеют более 20% корпоративных прав компании, в то время как понятие конечного бенефициара является более широким и может вообще не подразумевать владение корпоративными правами юридического лица.

Понятие "конечного бенефициара" в контексте Закона о раскрытии конечных бенефициаров и исходя из международной практики, подразумевает физическое лицо, которое, независимо от владения корпоративными правами компании (или отсутствия такого владения) имеет возможность прямо или опосредованно, через других лиц, оказывать решающее влияние на управление юридическим лицом или на его хозяйственную деятельность.

Одним из условий, которое позволяет осуществлять такое влияние, является прямое или косвенное владение корпоративными правами юридического лица в размере более 25%, но это только одно из условий. Физическое лицо, формально не являясь собственником компании, может фактически оказывать определяющее влияние на ее деятельность, в частности, если речь идет о владении группой компаний через номинального акционера или через траст.

Следовательно, понятия конечного бенефициара и лица, которое прямо или косвенно владеет свыше 20% корпоративных прав компании, не являются тождественными. Но, тем не менее, учитывая, что данная информация, так или иначе, подлежит раскрытию и предоставлению в Госреестр Украины, и является общедоступной на сайте Министерства юстиции Украины, ее также стоит включить в документацию по трансфертному ценообразованию и учитывать при анализе контролируемой операции.

Риски нераскрытия информации или предоставления недостоверной информации

Несоответствие содержания документации по трансфертному ценообразованию требованиям Налогового кодекса Украины, в том числе в части раскрытия информации о сторонах контролируемой операции и группе компаний, в которую входят стороны контролируемой операции, может привести к получению требования от фискального органа Украины о предоставлении дополнительной информации. В случае непредоставления такой информации и по требованию фискальной службы Украины в рамках дополнительного запроса — к применению штрафа как за непредоставление документации. Такую позицию высказала Государственная фискальная служба Украины в своем письме от 7 июля 2015.

Следуя принципу здравого смысла, если украинским налогоплательщиком раскрыта в документации по трансфертному ценообразованию только часть информации о группе компаний или лицах, владеющих корпоративными правами сторон контролируемой операции, фискальной службе для направления требования о раскрытии недостающей информации должно стать известно о том, что такая информация является не исчерпывающей.

Для этого, как указано выше, иногда бывает достаточно экспресс-анализа открытых источников информации. Кроме этого, некоторая информация о компаниях, являющихся налоговыми резидентами Украины, предположительно может быть получена фискальной службой Украины из собственных служебных источников. Однако, что касается информации о компаниях, не являющихся резидентами Украины, при отсутствии соответствующей информации в открытых источниках, ее получение для украинских контролирующих органов на данном этапе может быть затруднительно, поскольку реально действующие механизмы получения такой информации украинскими фискальными органами на сегодняшний день отсутствуют.

Одним из таких механизмов могла бы быть Совместная конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (OECD — Council of Europe Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, далее — "Конвенция"). Конвенция была подписана Украиной еще 9 декабря 2004 года и ратифицирована 17 декабря 2008 года. Целью Конвенции является создание механизма взаимодействия налоговых органов различных стран в борьбе с уклонением от налогообложения. На данный момент к ней присоединилась уже 71 юрисдикция, включая многие низконалоговые государства и территории, такие как Бермудские, Каймановы и Британские Виргинские острова.

Однако Конвенция сама по себе не предусматривает автоматического обмена налоговой информацией. Такой обмен может осуществляться между двумя отдельными странами только при наличии между ними отдельного межправительственного соглашения, например, об обмене налоговой информацией, предусматривающего такой механизм обмена информацией (Tax Information Exchange Agreements) либо при наличии положений об автоматическом обмене налоговой информацией в соглашении об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaties). В основном Конвенция предусматривает только два варианта обмена налоговой информации — обмен информацией по запросу и произвольный обмен информацией.

Обмен налоговой информацией по запросу предполагает направление адресного запроса с указанием информации о конкретном лице или сделке, следовательно, фискальный орган должен иметь некоторые данные на момент направления запроса. Но при получении такого запроса, запрашиваемая сторона не обязана предоставлять информацию, которую она не смогла бы получить в соответствии с законодательством своего государства для целей налогового администрирования. Отказ в предоставлении информации может быть получен в рамках Конвенции также по другим основаниям. Например, если такая информация может повлечь раскрытие любой торговой, деловой, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны или торговых взаимоотношений либо в случае, если раскрытие информации может поставить национальное лицо запрашиваемого государства в неблагоприятные условия по сравнению с национальным лицом запрашивающего государства при тех же обстоятельствах. По сути, такие формулировки могут позволить иностранным контролирующим органам отказать в предоставлении информации в большинстве случаев.

Произвольный обмен информацией предполагает предоставление информации одной стороной Конвенции другой стороне без предварительного запроса, если первой стороне известно о фактах уклонения от налогообложения, касающихся второй стороны. Следовательно, налоговая информация может быть получена украинской фискальной службой в рамках этого механизма обмена информацией только в случае, если иностранные контролирующие органы предоставят ее по собственной инициативе.

Как указано выше, при наличии соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией либо при наличии соответствующих положений в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения, фискальные органы Украины могли бы получать информацию от иностранных фискальных органов в автоматическом режиме. На данном этапе возможность автоматического обмена налоговой информацией предусмотрена только соглашением между Украиной и Бельгией (Соглашение между Государственной налоговой администрацией Украины и Министерством финансов Бельгии в области обмена данными и одновременных проверок от 17.03.2003 года). Ни одно из действующих 71 соглашений об избежании двойного налогообложения между Украиной и иностранными юрисдикциями не содержат положений об автоматическом обмене налоговой информацией, также отсутствуют соглашения об обмене информацией с низконалоговыми юрисдикциями.

К примеру, Россия подписала Конвенцию значительно позже Украины — 3 ноября 2011 года, а ратифицировала 4 ноября 2014 года. На данном этапе Россией также не подписано ни одно соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией, но в августе 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 805 от 14 агуста 2014 года из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)" было утверждено типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам. В следующие годы предполагается заключить такие соглашения с низконалоговыми юрисдикциями, с которыми у Российской Федерации не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Можно предположить, что украинское законодательство последует мировым деоффшоризационным тенденциям и также будет изменено в следующие годы в части получения информации налоговыми органами и обмена налоговой информацией с другими государствами, не исключено, что в том числе с низконалоговыми.

Стоит напомнить, что срок, в течение которого налоговые органы вправе инициировать проверку контролируемых операций, с начала 2015 года был увеличен более чем вдвое, и составляет теперь семь лет с конечной даты подачи отчета о контролируемых операциях за соответствующий период. Следовательно, существует риск, что на момент предоставления документации по трансфертному ценообразованию уже будут налажены механизмы обмена налоговой информацией, и фискальной службе Украины может стать известно о факте нераскрытия налогоплательщиком (неполного раскрытия) информации о группе компаний.

Глобальные тенденции в части раскрытия информации и почему их следует учитывать

В 2013 году страны Европейского Союза, которые в числе первых присоединились на межправительственном уровне к американскому FATCA, объявили о своем намерении обмениваться налоговой информацией не только с США, но и между собой по механизму, аналогичному FATCA. Для этих целей ОЭСР были разработаны Стандарты автоматического обмена финансовой информацией по налоговым делам (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters, далее — "Стандарты"), к которым было предложено присоединиться, в том числе, странам, не являющимся членами ОЭСР. Стандарты предполагают ежегодный межправительственный обмен налоговой информацией в автоматическом режиме странами, имплементировавшими данный механизм, путем предоставления финансовой информации. Такая информация может включать информацию о балансах компаний, полученных и выплаченных дивидендах и процентах, выручке от продажи финансовых активов, а также обмен информацией, полученной правительствами от финансовых институтов, в том числе информацию о счетах физических и юридических лиц, трастов и фаундаций.

На данный момент к Стандартам присоединилась уже 61 юрисдикция, более 40 из которых намерены внедрить механизм автоматического обмена налоговой информацией уже в 2017 году. Среди пионеров в числе прочих присутствуют Кипр, Мальта, Сейшельские, Британские Виргинские, Каймановы острова, остров Мэн, Гернси, Джерси и другие. Украины на сегодняшний день в этом списке нет, но не исключено, что Украина также присоединится к данным Стандартам в ближайшие 3-5 лет, тем более, что такой автоматический обмен налоговой информацией будет способствовать эффективности налогового администрирования и может существенно увеличить доходы бюджета.

Если говорить исключительно в плоскости правил трансфертного ценообразования, с 2017 года ожидается имплементация многими странами Европейского союза механизма подачи отчетности о контролируемых операциях по принципу "странового отчета" (Country-by-country reporting), первая отчетность может быть подана за 2016 финансовый год. Данный механизм предполагает подачу материнской компанией группы в стране своего налогового резидентства отчетности, включающей информацию о группе компаний, о распределении деятельности между такими компаниями, численности персонала, активах, капитале, выручке, суммах уплаченных налогов в отношении каждой компании группы.

Данный механизм позволит определять справедливость распределения прибыли в международной группе компаний и выявлять факты перемещения прибыли в более благоприятные с налоговой точки зрения юрисдикции. Обязанность подавать отчет не будет распространяться только на группы компаний, общегодовой объем выручки которых не превысит 750 миллионов Евро (в целом по группе). Предполагается, что страны в рамках данного механизма будут осуществлять обмен такой информацией между собой для более эффективного налогового администрирования трансфертных цен. Резюмируя, можно сделать вывод, что в ближайшие 2-3 года может быть внедрен механизм межправительственного обмена налоговой информацией именно для целей трансфертного ценообразования, который позволит выявлять не только факты установления нерыночных цен, но также полноту и правильность информации о группе компаний, о деятельности компаний группы, активах компаний группы и пр.

Подводя итог, хотелось бы порекомендовать украинским налогоплательщикам уже сейчас задуматься о том, что все тайное может однажды стать явным, поэтому в документации о трансфертном ценообразовании следует раскрывать информацию, соответствующую действительности. Также уже сейчас стоит подумать о целесообразности проведения реструктуризации бизнеса, изменения операционной модели бизнеса, порядка распределения прибыли в группе компаний для достижения большей прозрачности и отказа от агрессивных механизмов налоговой оптимизации. И непременно при установлении трансфертных цен стоит исходить, прежде всего, из принципа "вытянутой руки" и устанавливать цены на рыночном уровне, которые рекомендовано определять до совершения сделки, а не после подачи отчетности о контролируемых операциях.

Автор: Елена Вольская
Управляющий партнер и директор консалтинговой компании EBS
Источник: http://delo.ua/businessman/transfertnoe-cenoobrazovanie-raskrytie-informacii-o-gruppe-komp-306299/