Латвия как рай для отмывания денег

Давление США заставляет Латвию обуздать процесс «отмывания» «грязных» денег бывших функционеров СССР через нерезидентские банки. Латвийские политики и надзиратели за банковской сферой — Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) — годами пассивно наблюдали, как через наши банки «отмывают» миллионы, украденные в странах бывшего СССР.

Внезапно банковский регулятор развил бурную деятельность, назначив рекордный штраф украинскому «Приватбанку» и ограничив деятельность международно известной «прачечной» Trasta komercbanka. На минувшей неделе с поста ушел глава регулятора Кристап Закулис. Если бы он не ушел сам, его бы «ушли».

Почему?

Минувшей осенью в Вашингтоне двое высокопоставленных латвийских чиновника из парламентских комиссий по делам обороны провели не самую приятную беседу с замом министра финансов США Даниелем Глоссером. Речь шла о борьбе с финансированием терроризма.

«Несмотря на то, что у вас небольшая страна, количество долларовой валюты, которая проходит через финансовую систему Латвии, составляет один процент от всех долларовых сделок в мире. Речь идет о сотнях и сотнях миллионов. Вам необходимо все это контролировать. Как — решать вам самим», — привел слова Глоссера в интервью глава Комиссии Сейма по защите, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис.

Схожий месседж Латковский и глава Комиссии по госбезопасности Солвита Аболтиня получили и в Госдепартаменте США.

О необходимости начать, наконец, серьезную борьбу с потоком «грязных» миллионов через латвийскую финансовую систему (преимущественно — из стран бывшего СССР), говорила в ходе каждого своего визита в Ригу и новый посол США.

На эту же проблему обращали внимание министра иностранных дел Латвии и приближенные госсекретаря США. Имя Латвии в контексте отмывания денег в середине января прозвучало и в Конгрессе США. Говоря о хищении молдавского миллиарда, конгрессмен Шейла Джексон Ли упомянула три латвийских банка.

«Похоже, что эти банки контролируют друзья и соратники российского президента Владимира Путина, которые прежде уже грабили госкассы стран СНГ», — заявила политик.

Она призвала администрацию президента и парламент разобраться, не пошли ли эти деньги на финансирование террористических организаций. Резюмируя, политическая элита Латвии и надзиратель за банками «проснулась» только после того, как перед нашей страной замаячили вполне реальные перспективы запятнать собственный имидж, лишиться престижного членства в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и испортить отношения США и мировыми банками.

История повторяется

Такое происходит не впервой. Десть лет назад США уже оказывали давление на Латвию как на главную «прачечную» пост-советского пространства. Тогда под раздачу попали VEF banka и Multibanka: у первого отобрали лицензию, а второму пришлось многократно менять название и владельцев. До введения антироссийских санкций, банк находился под контролем Роттенбергов — друзей детства Путина.

В 2005 году Латвия пообещала внести поправки в банковскую сферу, обязав кредитные учреждения добывать информацию о нерезидентах из-за рубежа. Какое-то время этот вопрос стоял в политической повестке дня, но постепенно сошел на нет. Структура, позже переименованная в Совет по развитию финансового сектора, в последний раз собиралась в феврале 2014 года.

Теперь, десть лет спустя, банки Латвии вновь обнаружились в громких махинациях на постсоветском пространстве. Через латвийские банки прошли коррупционные доллары, хищение которых расследовал печально известный юрист Hermitage Capital Сергей Магницкий; доллары Сергея Курченко, соратника опального экс-президента Украины Виктора Януковича, которые украинские органы правопорядка ищут по всему миру; незаконные закупки Российской Железной Дороги.

Последний громкий скандал — хищение миллиарда из банков Молдовы. Латвийская политическая элита и банковский регулятор на все это смотрели сквозь пальцы. Из полутора сотни работников, борьбой с легализацией преступно добытых средств занимались три-пять человек.

До мая 2014 года самый большой штраф за «отмывание» денег составлял 142 тыс. евро. Не очень много на фоне возможных выгод банка. Тем не менее, ни КРФК, ни законодатели не требовали повышения штрафа. Более суровые штрафы — до 10% от прибыли банка — утвердили только после принятия соответствующего закона Евросоюзом. И лишь после этого было упразднено правило КРФК о неразглашении названий оштрафованных банков.

Бурная деятельность началась в конце 2015 года. Сначала «Приватбанк» получил рекордный штраф за роль в хищении молдавского миллиарда. Существенные ограничения наложили на Trasta komercbanka, установив для всех клиентов банка потолок сделок на сумму не выше 100 тыс. евро. Вскоре подал в отставку глава КРФК.

Такое оживление связано с паникой в политических рядах. «Мы ожидаем, что Латвия приложит больше усилий, чтобы обеспечивать защиту взаимодействия США с международными финансовыми системами. Мы продолжим бороться с любыми банками из любых стран, которые создают риски «отмывания» денег и угрожают финансовому сектору США», — заявили  американские источники. Ответ Минфина США куда дипломатичнее — ведомство призывает Латвию и остальные крупные финансовые центры Европы вести строгий надзор за банками.

Вопрос национальной безопасности

С момента восстановления независимости в Латвии образовался необычайно крупный банковский сектор на фоне сравнительно небольшой численности населения страны. Из 17 банков 13 работают преимущественно с нерезидентами. Им принадлежит свыше половины всех денег, хранящихся на счетах латвийских банков. Это рисковый, но очень доходный бизнес для владельцев банка. Двумя из трех крупнейших банков Латвии за последние годы стали ABLV и Rietumu banka, обслуживающие в основном нерезидентов (они составляют 80% клиентов).

Исторические связи банкиров, знание русского языка и менталитета, а также готовность участвовать в рисковых и мошеннических сделках — все это и привлекает клиентов из стран бывшего СССР. Внимание США к банковскому сектору в Латвии было и раньше, однако оно особенно заострилось после российской роли в украинских событиях, когда западный мир начал искать подпадающее под санкции имущество чиновников из России и Украины. Об этом  сообщили дипломатические источники, досконально ознакомленные с ситуацией.

«Латвия выдает себя за финансовый центр, а американцы говорят: любой финансовый центр, обслуживающий международные долларовые операции, должен вкладывать соответствующие средства в систему банковского надзора. Это вопрос не только бизнеса, но и государственной безопасности», — пояснил посол Латвии в США Андрис Разанс.

Ранее в ноябре в Риге состоялась международная конференция, на которой, среди прочего, говорилось и об отношениях Запада с Россией. Представители США и тут не обошли вниманием практику «отмывания» денег стран СНГ, призвав Латвию посмотреть на все это с точки зрения госбезопасности и спросить себя: на чьей, в конце концов, стороне находится Латвия?

ОЭСР как катализатор

Еще одной причиной резкого оживления латвийской политической элиты в связи с проблемой «отмывания» денег и последующей отставки главы КРФК Кристапа Закулиса стало необычайно критичное заключение ОЭСР. Эксперты организации пришли к выводу, что учреждения по надзору за банками в Латвии работают недостаточно эффективно, чтобы вовремя отслеживать подозрительные сделки по отмывке капиталов — большинство таких случаев расследуются лишь по сигналам от общественных организаций и из зарубежных масс-медиа.

Как подчеркивают и авторы исследования, и опрошенные эксперты, проблема не в латвийских законах, а в отношении регулятора и законодателей. У среднего полицейского или прокурора, который не знает никаких других финансовых схем, кроме постоянных попыток свести концы с концами, нет надежд — да и желания — разбираться со схемами, составленными десятками адвокатов и консультантов, и довести их до суда.

Активизировались лоббисты

Одновременно с обострившейся борьбой против «отмывания» денег активизировались лоббисты банков для нерезидентов, идеи которых оформил консультативный центр Certus под руководством когда-то многообещающего академика и политика Вячеслава Домбровского. Интересы нерезидентов отстаивает и Латвийская торгово-промышленная камера, членами которой являются крупнейшие латвийские нерезидентские банки и Ассоциация коммерческих банков Латвии.

Их предложение об оффшоризации Латвии не нашли поддержки. Сейчас парламент решает об изменениях в законе, обязывающих банки еще тщательнее следить за клиентами. Против чего выступает Ассоциация коммерческих банков, возражая, что так можно дойти до проверки четверти жителей Латвии. Вскоре парламент также будет решать об ужесточении штрафов за «отмывание» денег, которые превысят 10% от банковской прибыли. Вопрос, продолжится ли борьба с «прачечной» государственного масштаба и после решающего голосования о приеме Латвию в ОЭСР, которое состоится весной — остается открытым.

Tvnet.lv