BEPS и российская деофшоризация: станет что с налогами и с нами

Закончился юбилейный 70-й Конгресс Международной Налоговой Ассоциации в Мадриде. Отгремели фанфары, отзвучали пафосные речи экспертов в области международного налогообложения, зачастую занимающих ведущие позиции в экспертных и профильных административных органах ЕС/ОЭСР. Прошли профильные семинары по имплементации БЕПС в России, СНГ, Латинской Америке, других регионах.

Время осмысливать масштаб влияния плана БЕПС на налоговую систему и на существующие бизнесы, или собирать осколки, смотря как оценивать происходящее. А они уже появляются – так называемая пострановая отчетность например (Country by Country reporting), когда мультинациональные группы должны будут раскрыть детали финансовых показателей по каждой стране достаточно широкому кругу лиц. Или когда страны ЕС обязаны будут ввести законодательство КИК, и прощайте, привычные гроздья офшоров под кипрским или словацким холдингом.

В этом контексте-несколько заметок на полях документов Конгресса.

Во-первых, комплекс из 15 мер по борьбе с уходом от налогов, объединяемых аббривиатурой БЕПС, уже давно не является забавой клуба стран ОЭСР.

Без ухода в подробности, это необходимый для государств инструментарий борьбы с масштабным уходом от налогов крупными корпорациями посредством международных схем, аналогичных применявшимися Apple, Google, MacDonalds и рядом других групп.

Но комплекс мер очень жесткий, который наверняка доставит серьезные проблемы и компаниям, ни в какие схемы не играющим, а просто ведущим легитимный международный бизнес.

Во-вторых БЕПС, это не скоординированные действия по гармонизации и устранению двойного налогообложения. Это прокачка и укомплектация налоговых органов новым эффективным “фаршем” инструментов и методов борьбы с уходом от налогов. Как в World of Tanks, только вместо бронебойной силы снарядов и защиты собственной башни – методы выявления постоянных представительств, обязательное раскрытие налогоплательщиком информации по деятельности иностранных компаний, КИК и пр. Это не подготовка к миру.

Соответственно, налогоплательщикам нужно готовиться к двойному, тройному и т.п. налогообложению. Неслучайно на первой же пленарной сессии по разрешению  налоговых споров основное внимание уделялось процедурам взаимного согласования между налоговыми органами (MAP) разных стран. Это по сути ситуация, когда страны А и Б уже взяли налоги с компании Х и договариваются о том, кто из них ей эти налоги вернет. Причем без обязанности договориться.

Количество таких процедур возросло за последние 8 лет в 2,2 раза при том, что БЕПС еще и не начинал в полную силу работать. 

Другая опасность-это местечковый налоговый креатив. Соглашения об избежании двойного налогообложения покрывают лишь прямые налоги. Если страна решит начислять НДС на процентные платежи как Китай или облагать соцстрахом выплаты за монтаж оборудования как Бразилия – это будет приводить к двойному налогообложению, не устраняемому налоговыми соглашениями. Соответственно, это еще один фактор риска, уже помимо БЕПС.

Развития в ЕС и ОЭСР

Происходящее на уровне ЕС обсуждалось на отдельном семинаре. Это в первую очередь Директива о раскрытии информации мультинациональными группами (2016/881, 25.05.2016) и Директива о мерах по борьбе с уходом от налогов 2016/1164 12.07.2016). Последняя-предмет серьезного анализа, но ключевые для российских бенефициаров положения-введение КИК всеми странами ЕС и введение «налога на эмиграцию» для компаний, кратко описываемого известным мемом «вход-рубль, выход-два». В совокупности с созданием в ЕС общенациональных и публично доступных в отдельных странах реестров бенефициаров (Великобритания, Франция и др), это сделает страны ЕС гораздо менее привлекательными для российского налогового планирования. Для самих же европейцев БЕПС видится источником существенной неопределенности для транснациональных компаний.

На семинаре ОЭСР БЕПС так же был ключевой темой. Дискуссия обращала внимание, в частности, на такие далеко идущие положения плана БЕПС как обязанность компаний по само-раскрытию налоговым органам агрессивных налоговых методов, а налоговых консультантов – об информировании налоговых органов о консультациях, направленных на обход правил о борьбе с уходом от налогов. Это как обязать водителей при нарушении ПДД самим составлять на себя протоколы и направлять в ГИБДД, а специализирующихся на ПДД юристов – сообщать туда же об обращавшихся за консультациями клиентах. Россия, между прочим, является участником так называемого BEPS inclusive framework, то есть страной, обязавшийся в той или иной мере внедрять инициативы проекта БЕПС.

БЕПС и Россия

В российскую делегацию на Конгрессе ИФА в Мадриде, в частности, входило несколько высокопоставленных сотрудников ФНС. На семинаре, посвященном вопросам имплементации БЕПС в СНГ были озвучены достаточно впечатляющие достижения ФНС по установлению возможности получения информации из наиболее популярных среди россиян офшоров, в том числе ретроактивно. 

Уже появляются российские судебные решения против налогоплательщиков со ссылкой на план БЕПС. В России ожидать стоит в первую очередь раскрытия бенефициаров усилиями ФНС и процессами, протекающими в ЕС, в том числе автоматического обмена банковской информацией по зарубежным счетам российских бенефициаров, и более жесткого применения законодательства КИК в этом контексте.

Итак, какие выводы стоит сделать:

  • БЕПС начинает оказывать влияние на национальные налоговые системы, в том числе российскую. Это лишь вопрос времени, Россия будет вынуждена принять эти правила игры, впрочем, вектор национальной налоговой политики направлен в ту же сторону.
  • БЕПС создаст гораздо больше неопределенности, в особенности для трансграничных операций. Уже появляются свидетельства действий налоговых и судебных органов со ссылкой на БЕПС как способа обойти гарантии защиты недостаточно добросовестного, с их точки зрения, налогоплательщика.
  • В долгосрочной перспективе БЕПС является необходимым и положительным решением, обеспечивающим, что граждане и мелкие бизнесы не будут нести чужое налоговое бремя, от которого избавляются такие крупнейшие компании как Apple с эффективной ставкой налога на прибыль уровня 0,005%. Но пока правила будут отработаны и найден новый баланс интересов, пострадает много компаний, не виноватых ни в чем, кроме ведения трансграничного бизнеса. 

Один из тех редких случаев, когда будешь рад ошибиться. Впрочем, поживем и сами все увидим.

Рустам Вахитов http://intertaxlaw.nl