Где всплывали деньги обанкротившихся украинских банков
Четыре небольших банка, три из которых расположены в альпийском регионе, и один – в Люксембурге, оказались в центре расследований на финансовых рынках в Украине, Прибалтике и ЕС. Эти учреждения были одним из каналов по выводу денег со счетов украинских банков в Европу, и в условиях кризиса их повседневная деятельность получила драматический окрас.
«Альпийские банки» были названы одним из официальных каналов бегства капитала из страны, переживающей вооруженный конфликт и экономическую депрессию. В специальном расследовании Forbes впервые публикует расширенный список украинских банков, которые были клиентами «альпийской схемы», и рассказывает о некоторых важных деталях происходящего.
Украинские банки работают с десятками иностранных учреждений в разных уголках мира. Миллиарды хранятся на счетах в банках США, Великобритании, Германии, используются для подтверждения международных операций – это стало повседневной банковской практикой. Но некоторые из операций между иностранными и украинскими банками вызывают вопросы.
Например – кредитование под залог денег на корсчетах с последующим списанием этих денег с корсчета в момент работы в банке временной администрации. Или использование средств на корсчетах банка как для получения кредита, так и для учета в капитале украинского банка. Вопросы по подобным операциям возникают после банкротства украинского банка, применявшего такую схему. И подобная ситуация сформировалась в Украине в 2014 году.
Новая эра
После «революции достоинства» в стране началась чистка финансовой системы – закрытие неплатежеспособных и схемных банков. Вооруженные столкновения на Донбассе, аннексия Крыма, общее плачевное состояние экономики также оказывали разрушительное влияние на финансовые организации. В результате за 2014–2016 годах в стране были закрыты более 80 банков. При их закрытии, по данным Фонда гарантирования вкладов, был нанесен ущерб в 26,7 млрд гривен. Именно на такую сумму сегодня возбуждены иски против акционеров и топ-менеджеров закрытых финучреждений. И одной из схем, по которой из банков уходили деньги, была именно схема с корсчетами в «альпийских банках» и псевдокапитализацией.
Forbes стал первым из изданий, описавших расследование по данной схеме в декабре 2014 года. Летом 2015 года – через девять месяцев после публикации в Forbes – Meinl Bank подал иск на издателей и журналиста Forbes. Источники объясняют это пристальным вниманием к деятельности банка в Австрии. Отметим, что в определенный момент иск был отозван, но затем подан снова. Очередное судебное заседание должно состояться в конце декабря 2016 года.
Работу по возврату части денег планирует вести Фонд гарантирования вкладов. «Работа по внешним расследованиям сейчас продвигается медленно. Но уже сейчас можно говорить, что суммарно по всем банкам необходимо вернуть около $1 млрд – в том числе, по схеме с корсчетами», – рассказал Forbes заместитель главы Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк.
Главный государственный орган, который в режиме 24/7 видит все, происходящее с банками – Национальный банк Украины – воздерживался от комментариев по вопросам участия иностранных финансовых учреждений в схемах, направленных на вывод денег из страны. До недавнего времени.
«Черный список» НБУ
В распоряжении Forbes оказался список банков, который НБУ в конце августа 2016 года разослал участникам финансовой системы. В документе – перечень из 8 европейских финансовых учреждений, работа с которыми может сопровождаться повышенным риском. На вопрос Forbes о том, что означает этот повышенный риск, в НБУ ответили так:
«Национальный банк Украины, во время надзора за отечественными банками в сфере финансового мониторинга, выявил финансовые операции, проведенные клиентами банков Украины через счета в иностранных банках, которые свидетельствуют о повышенном риске использования этих иностранных банков с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».
Таким образом, Национальный банк не запрещал сотрудничество с этими банками, равно как и размещение денег на корреспондентских счетах в этих учреждениях. Но напрямую заявлял о высокой вероятности того, что некоторые операции, проводимые с их участием, могут иметь признаки нечистоплотности.
В список вошли четыре балтийских банка. Это – принадлежащие украинским акционерам «Regionala investiciju banka» (сокращенно RIB) из Латвии и Versobank AS из Эстонии. Первый является дочерним учреждением крупнейшего украинского банка "Пивденный", второй принадлежит Украинской агропромышленной компании Ukrselhosprom, входящей в корпорацию «Алеф», акционерами которой являются граждане Украины – Вадим Ермолаев и Станислав Виленский. К обоим банкам латвийский финансовый регулятор, FKTK, предъявлял претензии. RIB был оштрафован на 70 000 евро за нарушение законодательства по финансовому мониторингу. Эстонскому Versobank AS в сентябре 2016 года запретили работать в Латвии и обязали расторгнуть все контракты с латвийскими резидентами.
Кроме того, в списке присутствуют два крупных латышских банка – ABLV Bank и Rietumu. Они также за прошедшие два года получали штрафы и предупреждения от FKTK.
«Ни в комментарии НБУ, ни в каких-либо других источниках информации не идет речь о наличии у НБУ либо другого компетентного органа обоснованных подозрений участия банка в проведении операций по легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем. Речь идет о наличии финансовых операций клиентов украинских банков (как таковых) и некого повышенного риска использования ряда банков, в т.ч. АО «Регионала инвестицию банка», с целью легализации доходов, полученных преступным путем. Вполне очевидно, что наличие финансовых операций и присущие им повышенные риски никаким образом не могут привести к выводам о наличии обоснованных подозрений участия банка в проведении операций по легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем», – так в RIB прокомментировали вопросы Forbes по подозрениям НБУ.
Между тем, в списке НБУ нет The Bank of New York Mellon, Commerzbank, Deutsche Bank, Citibank, JP Morgan Chase и множества других иностранных банков, с которыми по разным операциям сотрудничают украинские учреждения. Однако, кроме балтийских финансовых учреждений, в предупредительном документе НБУ упоминаются три банка из альпийского региона и один банк из Люксембурга. Их мы и называем условно «альпийские банки».
Среди них – основанный в 1923 году семьей венского предпринимателя Юлиуса Майнла Meinl Bank AG, сегодня принадлежащий его потомку, Юлиусу Майнлу V. Венский Winter Bank считает датой своего основания 1892 год. Однако в 1938 году банк был национализирован («арианизирован»), восстановив деятельность только после Второй мировой войны. В 1960-х он специализировался на финансировании транзакций в сотрудничестве с государственными восточноевропейскими банками. В список НБУ также попал и Frick Bank, основанный в 1998 году в Лихтенштейне.
Но, пожалуй, самым интересным в упомянутом контексте можно назвать East-West United Bank. Он был сообща основан в 1974 году правительствами СССР и Люксембурга, и до 1991 года являлся одним из немногих официальных банковских учреждений Советского Союза в Европе. В 2001-м акционером банка стала российская корпорация АФК «Система», которая к 2007 году напрямую контролировала 34% этого банка, а через МТС Банк – оставшиеся 66%.
Через East-West Unite Bank работал крупнейший украинский Дельта Банк. Из-за этого сотрудничества люксембургский банк упоминается в реестре судебных решений, в деле №910/23237/15. 19 мая 2014 года через фиктивные SWIFT-сообщения в балансе Дельта Банка было отображено поступление средств на корреспондентский счет в East-West Unite Bank на сумму в $22,5 млн. Но самим банком East-West Unite Bank поступление средств не было подтверждено: банк сообщил, что на 31 марта 2015 года на данном корсчете Дельта Банка денег не было. Последняя операция – по списанию $585 000 – состоялась 9 апреля 2014 года. Таким образом, в Дельта Банке отображали $22,5 млн на корсчете в Люксембурге, хотя фактически этих денег не было. «Имели место мошеннические действия с использованием фальшивых SWIFT- сообщений», – значится в деле №910/23237/15.
Примечательная деталь – крупным вкладчиком Дельта Банка была компания «МТС Украина», державшая на его счетах почти 1,4 млрд гривен. Эта же компания в 2014 году, когда проблемы Дельта Банка стали очевидны, обсуждала вопрос вхождения в капитал «Дельты», рассчитывая вернуть свои деньги. В итоге средства компании все же были потеряны.
«Танцуют все»
Через четыре названных «альпийских» банка работали более 18 игроков отечественного финансового рынка. Причем, 15 из них, включая крупнейшие «Финансы и кредит», Дельта Банк и VAB Bank на данный момент признаны неплатежеспособными. Их вкладчики-физлица получают компенсацию в 200 000 гривен на человека, а вкладчики-юрлица скорее всего не смогут вернуть свои деньги.
Разумеется, нельзя утверждать, что «альпийская схема» стала причиной банкротства этих учреждений. Но она помогала раздуть капитал банков, а вывод средств происходил как через корсчета, так и через псевдо-кредитование и кредитование связанных лиц.
Редакция Forbes провела детальную и кропотливую работу, собрав по крупицам данные по банкам, которые сотрудничали с «альпийскими» коллегами в момент «революции достоинства».
С банком EastWestUnitedBank работали крупнейшие ПриватБанк и Дельта Банк, с Winter – ПриватБанк и Дельта Банк, с Frick – «Финансы и кредит», «Кредит Днепр» и Дельта Банк.
Абсолютным чемпионом по работе с корреспондентскими счетами украинских финансовых учреждений был Meinl Bank. С этим венским банком в период смены власти в Украине сотрудничали более 18 учреждений. Это – Проминвестбанк, «Финансы и кредит», Интеграл Банк, УПБ, Южкомбанк, Экспобанк, VAB Bank, Финростбанк, АКБ, «Хрещатик», «Национальные инвестиции», ДиамантБанк, «Кредит Днепр», «Киевская Русь», Терра Банк, Дельта Банк, Городской коммерческий банк, банк «Вернум». Кроме того, ранее с Meinl сотрудничали банки «Контракт», «Таврика» и «Платинум».
Известно, что ранее в «Платинум» на топовых позициях работала теперешняя зампред Национального банка Украины Екатерина Рожкова. Акционер же банка «Платинум» Григорий Гуртовой в феврале 2016 года был задержан в Израиле по подозрению в финансовых махинациях.
Отметим, что в этом материале приведены названия только тех банков, информация по которым была обнаружена Forbes в открытых источниках – финансовых отчетах самих банков, Реестре судебных решений, сообщениях Фонда гарантирования вкладов и Национального банка Украины. Не исключено, что с упомянутой четверкой банков работало больше финансовых учреждений. Полный список есть в распоряжении только у Национального банка Украины.
В какой мере сами «альпийские банки» несут ответственность за то, что столь сомнительные операции стали возможными? Тамошние банкиры исполняли поручения своих клиентов, и нарушение с их стороны возможно в части принципа know your client – знай своего клиента. Ведь часть денег, которая была списана с корреспондентских счетов, принадлежала не акционерам, а вкладчикам банков.
Как на их деятельности отражается история с Украиной? Из четырех «альпийских банков» официальный комментарий по этому поводу предоставил только Frick. «Украинский рынок незначителен для нас, мы не мониторим его активно, и поэтому не можем сказать, получит ли кто-то из участников рынка выгоду от присутствия Frick в этом списке», – ответили Forbes в пресс-службе этого учреждения.
Источник же Forbes в Meinl Bank AG так объяснил позицию банка: «Государственные структуры могут комментировать нашу деятельность, и их комментарии легальны. Но мы ничего не можем об этом сказать, так как это касается наших клиентов, а разглашение информации о них нами – нелегально».
https://www.facenews.ua/