«Криминализируй это»

О мнимости конца офшорного периода

Как Великобритания ввела «закон о российских олигархах» и собирается бороться с отмыванием коррупционных доходов. В конце апреля 2017 года королева Великобритании Елизавета II подписала ранее принятый парламентом Criminal Finances Act — закон, который резко ужесточает меры по борьбе с коррупцией и отмыванием денег через оффшорные структуры.

Поправки привнесли в британское законодательство почти революционные изменения. Новые правила вводят в оборот понятие «богатство необъяснённого происхождения» и значительно расширяют полномочия силовых структур в борьбе с ним.

Из-за драконовских мер, установленных «законом о криминальных финансах», его даже неофициально стали называть «законом против российских олигархов», а также проводить аналогии с опытом по борьбе с коррупцией Гонконга и Сингапура.

Богатство необъяснённого происхождения

Главная новация нового британского закона — это введение в оборот понятия Unexplained wealth orders («богатство необъяснённого происхождения»), которое теперь в ряде случаев может быть изъято во внесудебном порядке. Сделано это может быть, «если имеются разумные основания подозревать, что какое-либо лицо имеет активы, несоразмерные его известному доходу».

Высокий суд впоследствии может выдать приказ, который обязывает владельца раскрыть характер имущества и свою степень заинтересованности в нём. В число таких сведений попадают случаи, когда чиновник, например, живёт в доме, официально зарегистрированном на членов его семьи или оффшорную фирму.

Если лицо откажется предоставлять правосудию такие данные, то имущество может быть конфисковано в рамках общего режима противодействия отмыванию денег и конфискации. «Необъяснённое богатство» начинается с 50 тысяч фунтов стерлингов (около 3,75 миллиона рублей).

В категорию лиц, к которым могут быть применены такие меры, включены лица «связанные с серьёзным уголовным преступлением», или «политически значимые лица» (PEPs).

Конфискованы могут быть не только недвижимость или автомобили, но и все дорогостоящие виды имущества, которые можно использовать для перемещения денег — драгоценные металлы, камни, часы, произведения искусства, чеки.

Аналогичные меры допускаются для замораживания и конфискации денежных средств на банковских счетах в «случаях, когда существует разумное подозрение, что такое имущество будет использоваться в незаконном поведении».

Корпоративное преследование

Управление Её Величества по налогам и таможенным пошлинам, Национальное криминальное агентство, Ведомство по расследованию крупных финансовых преступлений и Служба уголовного преследования Короны наделены новыми полномочиями.

В частности, если проводимая органами в 31-дневный срок проверка в рамках «Отчёта о подозрительных действиях» не закончена, то суд по ходатайству силовиков может продлить её ещё на 31 день, а впоследствии снова.

 

Закон вводит ответственность за уклонение от уплаты налогов не только самой компанией, но и «связанными лицами». «Связанное лицо» в целом определяется как сотрудник, агент или любое другое лицо, выполняющее услуги от имени фирмы. Сделано это для того, чтобы компании, во-первых, не смогли ссылаться на то, что действия сотрудников по уклонению от уплаты налогов были их частной инициативой, а во-вторых, чтобы в зону ответственности попадали и консультанты, которые помогают клиентам уклоняться от налогов.

Такие меры ответственности британские власти ввели после скандалов с панамскими оффшорами, в частности, с панамской юридической фирмой Mossack Fonseca. Максимальные штрафы при этом не ограничены.

Британский закон, однако, поясняет, что не будет преступлением «непреднамеренное уклонение» от уплаты налогов, последовавшее за простой небрежностью. А доказательством того, что лицо целенаправленно избегало налогообложения, будет не только сокрытие или искажение фактов (прямой умысел), но даже «безрассудство» (косвенный умысел).

Ответственность за неуплату налогов компания будет нести, даже если она ведёт деятельность в другой стране, а в Великобритании просто зарегистрирована.

Расширение сферы ответственности компаний сделало потенциальными преступлениями и такие случаи, когда высшее руководство фирмы не знало о совершении и не принимало участия в каких-либо уголовных действиях со стороны сотрудников. Однако для руководителей здесь предусмотрена возможность оправдаться.

Традиционно, для того, чтобы привлечь компанию к ответственности за действия её руководства, было необходимо доказать, что ответственные лица представляют собой её «направляющий ум и волю». Этот подход регулярно критиковался самими британскими юристами, так как в суде было сложно доказывать вину крупных или средних предприятий, директора которых часто не в курсе повседневных действий сотрудников.

В новом законе руководитель не будет подвергнут уголовному преследованию, если сможет продемонстрировать, что он создал систему «разумных процедур профилактики», которая смягчает риски.

При чём тут Россия

Национальная статистическая служба Великобритании последние четыре года фиксирует рекордный рост запросов на получение «золотых виз». Инвестиционная виза Tier 1 даёт право на проживание в стране в обмен на инвестиции в её экономику и упрощённый порядок получения гражданства в дальнейшем.

Стоимость такой визы в настоящее время — от 2,6 миллионов фунтов стерлингов. Отмечается, что среди получивших «визу инвестора» в 2016 году 20% — это россияне. Кроме того, до 20% элитной недвижимости в Великобритании (стоимостью больше 8 миллионов фунтов) принадлежит именно гражданам России. Спрос россиян на покупку недвижимости в Лондоне по итогам 2016 года вырос на 15%.

Хотя самим российским чиновникам с 2013 года запрещено иметь недвижимость за рубежом, они регулярно попадают в поле зрения прессы. В 2014 году британские СМИ сообщили, что бывший менеджер Газпрома Андрей Гончаренко приобрёл «самый дорогой дом» в Великобритании, о наличии недвижимости у российских чиновников писали и применительно к министру Михаилу Абызову, экс-депутату Государственной думы Геннадию Гудкову, бизнесменам Ротенбергу, Усманову и Якунину, и многим другим.

В июле 2015 года фигурантом громкого скандала стал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Фонд борьбы с коррупцией обвинил его во владении незадекларированной квартирой в Лондоне за 688 миллионов рублей.

Анализируя причины, вызвавшие принятие в Великобритании столь жёсткого закона, журналисты предполагают, что страна таким образом отвечает в том числе на периодические скандалы, связанные с возрастающим интересом россиян к английской недвижимости.

https://tjournal.ru/

Новости оффшоров

Открытие счета в платежной системе Payoneer

Рады сообщить, что наша компания стала партнером платежной системы Payoneer (USA).

Подробнее
ОАЭ и Гибралтар исключили из серого списка FATF

23 февраля 2024 года FATF на своем заседании решила исключила Гибралтар и Обьединенные Арабские Эмираты из серого списка.

Подробнее
Реестр компаний Гонконга публикует статистику

В общей сложности 132 246 местных компаний были вновь зарегистрированы в Государственном Реестре Гонконга в 2023 году, согласно статистике, опубликованной регистром компаний 15 января.

Подробнее

Компания и счет в одной стране