Эпопея ABLV: США могут отозвать предложение о санкциях против латвийского банка

Почему латвийский банковский сектор надеется, что с Латвией поступят, как с Андоррой, в каком случае предложение FinCEN ввести санкции может быть отозвано, и насколько подробно проверят клиентов банка ABLV

Год назад структура американского Минфина FinCEN опубликовала доклад о банке ABLV, который уничтожил это финансовое учреждение. Банку хватало средств, чтобы выплатить вклады, что позволило ему ликвидироваться самому.

Подозрения о серьезных нарушениях, высказанные в США, будут проверены Комиссией рынка финансов и капитала (КРФК) совместно с другими учреждениями. Премьер Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") поручил им договориться до среды о методологии такой проверки.

Случай Андорры

Этого соглашения ждет и весь латвийский банковский сектор, потому что, когда начнется ликвидация банка, США могут отозвать заявление, сокрушившее репутацию страны, пишет Skaties.lv. Совсем недавно так получилось с Андоррой.

Главные источники доходов небольшой Андорры — это туризм и банки. Клиенты со всего мира надеялись, что по поводу их сделок не будут задавать лишних вопросов. Государство не обращало особого внимания на предупреждения международных организаций и дипломатов.

Тогда в 2015 году сеть по борьбе с финансовыми преступлениями США FinCEN опубликовала доклад о четвертом крупнейшем банке Андорры Banca Privada d'Andorra, предлагая ввести против него санкции.

В США заключили, что банк годами использовали венесуэльские политики и должностные лица, чтобы спрятать и легализовать более четырех миллиардов долларов. Были сведения о "грязных деньгах" и из других стран.

На следующий день после публикации государство переняло банк, посадило руководителя и уволило других директоров. За год был проведен аудит клиентов и сделок за последние семь лет, и около тысячи клиентов были признаны подозрительными. Надежную часть активов банка передали инвесторам. США отозвали свое заявление, потому что больше не было банка, против которого надо было бы ввести санкции.

Год назад было опубликован похожий доклад о латвийском банке ABLV. Проверка его клиентов еще не началась.

Два миллиарда евро

Неполным четырем тысячам кредиторов ABLV еще нужно выплатить примерно два миллиарда евро. В США считают, что без тщательной проверки вернуть их нельзя.

Чтобы начать процесс, банк и надзорные органы должны договориться о методологии проверки клиентов. ABLV вместе с консультантами Ernst & Young и Комиссией по рынку финансов и капитала разработали четырехсотстраничный документ. Он еще не утвержден, потому что Служба контроля считает его недостаточно жестким.

В среду, 13 февраля, прошло заседание Совета по развитию финансового сектора, где выступили все заинтересованные стороны. Премьер Кришьянис Кариньш считает, что нужно учесть все рекомендации комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval, чтобы страну не записали в "серый список", ведь это будет иметь крайне негативные последствия для всего народного хозяйства. Он отметил, что верит, что к следующему заседанию 20 февраля КРФК и Служба контроля договорятся о методологии.

Представители банка также просят поторопиться, предупреждая о возможных исках со стороны недовольных клиентов.

"Уже год эти средства клиентов недоступны. И это время, на мой взгляд, само по себе достаточно, чтобы перейти к следующему шагу. Здесь речь идет не о том, что надо что-то ускорить, а о том, что нужно двигаться вперед.

Понятно, что к нам поступает все больше жалоб клиентов, это объективно", - рассказал ликвидатор ABLV Андрис Ковальчукс. Он отметил, что все чаще это не просто обращения от клиентов, которые хотят знать, на какой стадии рассмотрение вопроса, а жалобы, подготовленные адвокатами.

О чем не могут договориться

Суть разногласий между КРФК и Службой контроля состоит в следующем. Ликвидаторы банка и КРФК считают, что проверить нужно только те деньги, которые физически находятся в банке. На вклады до 100 тысяч евро есть гарантии государства, так что более 12 тысяч клиентов уже вернули около 400 миллионов евро.

Чтобы выплатить остальные средства - два миллиарда евро, нужно проверить 3700 кредиторов и связанных с ними лиц - всего примерно 12 тысяч человек. Под лупой изучат сделки за последние пять лет.

Но это только часть из тех 50 тысяч клиентов, которые в последние пять лет были у банка ABLV. Служба контроля настаивает, что в связи с заявлением США проверить нужно всех подозрительных клиентов и сделки.

"Чтобы подтвердить или опровергнуть такие упреки, нам нужно больше информации, чем та, которую представят потенциальные ликвидаторы, когда захотят выплатить ту или иную денежную сумму конкретным кредиторам", - утверждает глава Службы контроля Илзе Знотиня.

"Почему-то всем кажется, что мы не хотим с ними сотрудничать и предоставлять информацию, хотя в реальности мы, наоборот, с первого дня пытались выстроить конструктивное сотрудничество со всеми учреждениями, но с каждым получилось, как получилось. Главное — то, что данные банка есть и никуда исчезнуть они не могут", - добавляет Ковальчукс.

В отличие от частного банка в Андорре, банку ABLV разрешили ликвидироваться самому при условии, что процесс будет жестко контролировать КРФК. Банк настаивает, что обвинения FinCEN и закрытие банка необоснованны, и не видит причин для более широкой проверки клиентов.

Но Служба контроля считает, что банк не желает делиться информацией, заявляя, что требования неконкретные и необоснованные.

В октябре прошлого года ликвидаторы банка подали жалобу на действия Службы контроля в Генеральную прокуратуру. В конце января в прокуратуре ответили, что служба имеет право запрашивать информацию, но требование надо уточнить.

"Я допускаю, что какую-то роль играет огромная ответственность, в банке все-таки огромные деньги, это огромные кредиторы", - считает бывший премьер Марис Кучинскис (СЗК).

"Я думаю, сам банк был бы в первую очередь заинтересован в проведении такой проверки, чтобы они могли сказать: да, у нас не было никаких происшествий. Так что с этой точки зрения я не вижу никаких проблем", - отмечает министр финансов Янис Рейрс ("Новое Единство").

США могут отозвать претензии

КРФК и Служба контроля планируют договориться до установленного премьером срока — 20 февраля. Это значит, что службе и привлеченным консультантам предприятия Kroll, которое специализируется на поиске "грязных денег", будут доступны более полные данные о клиентах и сделках ABLV.
"Я думаю, мы очень близки к тому, чтобы между учреждениями или с помощью специального договора, или еще как-то обговорить наше сотрудничество в дальнейшем и решить все вопросы конструктивно", - говорит советник КРФК Арнис Лагздиньш.

Учреждениям придется решить еще один вопрос. Прошлое правительство передало методологию ликвидации банка ABLV на согласование международным партнерам. Банк называет такое требование противозаконным.

"Мы считаем такое распоряжение противозаконным по разным причинам. Во-первых, потому что это не так, как сотрудничают государства. Во-вторых, потому что КРФК законодательно является независимой организацией", - объясняет Ковальчукс.

Арнис  Лагздиньш пока не комментирует этот вопрос и отмечает, что партнеры в первую очередь ждут, когда КРФК договорится со Службой контроля.
Доклад FinCEN, опубликованный год назад, — это только предпосылка для введения санкций. Рано или поздно эта организация должна будет принять решение, отозвать предложение или все же ввести санкционный режим. Если банка больше нет, а его ликвидация была прозрачной, оснований для действий США против ABLV не будет.

"Если мы сможем убедить FinCEN, что все так и есть — лицензия отозвана, акционеры никоим образом не трансформировали свои активы, не создали новые институции, никоим образом не продолжают деятельность в финансовом секторе и бизнесе долларовых платежей, я думаю, FinCEN пойдут навстречу и с радостью отзовут это предложение (о санкциях)", - подчеркнул Лагздиньш.

Недавно Moneyval опубликовал критический доклад и об отмывании денег в Литве. Как и в Латвии, в Литве вводится режим усиленного контроля, однако, в отличие от Латвии, эксперты не угрожают включить Литву в "серый список".