Как через Молдову отмыли $70 млрд, и никто за это не ответил
С 2010 по 2014 год через Молдову отмыли более $70 млрд из России. О незаконных миллиардных операциях знали надзорные и правоохранительные органы Молдовы, а также находящиеся у власти политики.
Однако до декабря 2014 ни те, ни другие ничего не предприняли, чтобы остановить преступление. К таким выводам пришли эксперт WatchDog.MD Сергей Тофилат и эксперт Transparency International-Moldova Вячеслав Нэгруцэ: 17 июня они представили в Кишиневе свое исследование «Русский ландромат — схема отмывания $70 млрд, которой содействовали политические элиты Молдовы».
По оценке Сергея Тофилата, через молдавские банки с помощью сомнительных судебных решений о переуступке фальшивых долгов вывели не $20 млрд, а более $70 млрд. При этом никого из представителей надзорных и следственных органов Молдовы так и не наказали, а, напротив, некоторых причастных к этой схеме назначили судьями Конституционного суда.
Как работала схема
Авторы исследования обнаружили 21 офшорную компанию из Великобритании, Кипра и Новой Зеландии, которые участвовали в схеме отмывания денег.
Схема, напомним, работала так: оффшорная компания A выпускала вексель на имя оффшорной компании B без перечисления реальных денег. Вексель принимала российская компания, которая планировала отмывать средства, создавая фиктивный долг. Тот же вексель принимал гражданин Молдовы, чьи похищенные документы использовали преступники. Затем организаторы схемы обращались в молдавский суд с иском о возврате фальшивого долга.
Поскольку ни одна из сторон не оспаривала долг, судебные решения выносили без участия сторон в течение пяти дней с момента подачи иска. На основании этих незаконных судебных решений российские компании переводили деньги в Moldindconbank от имени судебного пристава, назначенного судом.
Впоследствии большинство отмытых таким образом средств переводили в латвийский Trasta Сomercbanka. Последующие операции из этого банка не вызвали подозрений у других западных банков. По данным журналистов-расследователей OCCRP, деньги получили 5140 компаний в 96 странах
В исследовании упоминается также о том, что один из бенефициаров этих денег — бизнесмен, депутат и экс-мэр Оргеева Илан Шор. С 2011 по 2013 годы его компании получили около $22 млн от компаний-фантомов, вовлеченных в «русскую прачечную».
Как 20 млрд превратились в 70 млрд
Статистические отчеты показывают, что с 2010 по 2014 годы значительно вырос объем финансовых потоков из стран СНГ через молдавские банки. Если общие поступления составили $80 млрд (94,4% из России), то поступления от реальной экономической деятельности: экспорт и денежные переводы от мигрантов — едва достигали $9 млрд. Прямые иностранные инвестиции за этот период увеличились на $730 млн - до $3,6 млрд, из которых на долю стран СНГ приходилось только 11,2%.
Таким образом, в Молдову поступили свыше $71 млрд сомнительного происхождения. Это более чем в 10 раз превышает ВВП Молдовы за 2014 год. Лишнее подтверждение факта отмывания денег через Молдову — статистика денежных поступлений с 2015 года. Тогда ежегодный приток финансовых средств из стран СНГ значительно сократился — с $21 млрд до $3,2 млрд. В Нацбанке снижение объяснили тем, что с 2015 года резко сократились межбанковские операции, в том числе с банками, в которых Нацбанк установил спецнадзор, а затем лишил лицензии. В Службе по предотвращению и борьбе с отмыванием денег авторам исследования сообщили, что считают указанные транзакции частью российской схемы отмывания денег через Moldindconbank. Банк, напомним, оштрафовали на 4,3 млн леев за непредставление отчетов о подозрительной деятельности.
Что (не) делали надзорные органы и власти
Сергей Тофилат считает, что в ситуации, когда суд рассматривает иск о погашении задолженности на основании векселя на сумму $700 млн (около 10% ВВП Молдовы в 2014 году), который гарантирует обычный гражданин Молдовы, у надзорных органов должны возникнуть подозрения. Если же такое происходит непрерывно пять лет, это нельзя считать простым совпадением, а организованной схемой легализации незаконных финансовых средств, поступающих из России, говорится в исследовании.
Эксперты считают, что Нацбанк должен был сразу заблокировать подозрительные операции, не связанные с экономической деятельностью, но связанные с перечислениями в оффшорные фирмы. Кроме того, НБМ мог ввести спецуправление в банке, в котором совершаются подобные операции, в частности, в Moldindconbank. Единственная проблема — НБМ не мог запретить проводить банковские транзакции, разрешенные судом.
Учитывая, что процесс отмывания денег основывался на судебных решениях, вопрос входил в обязанности Генпрокуратуры и Высшего совета магистратуры. Однако, несмотря на отчет судебной инспекции о допущенных ими нарушениях, против судей никаких мер не приняли, а уголовные дела рассматривают уже больше двух лет. При этом все надзорные и правоохранительные органы знали о сомнительных финансовых поступлениях с июля 2012 года, но ничего не предприняли, чтобы их предотвратить, отмечают эксперты. Более того, власти заговорили о «ландромате» только в конце 2014 года, когда об этой схеме стали писать СМИ.
Авторы исследования считают, что отмывание денег через Молдову не могло бы состояться без политической защиты правящих партий и их влияния на надзорные и прокурорские органы. Тофилат и Негруца пришли к выводу, что «ключевую роль в этом влиянии сыграла Демпартия», контролировавшая Нацбанк, Наццентр по борьбе с коррупцией, Генпрокуратуру и другие правоохранительные органы.
В исследовании также отмечаются законодательные изменения, которые позволили отмыть деньги. Речь о поправках в закон «Об отмене государственной пошлины 3% при рассмотрении исков о взыскании претензий», которые внесли в марте 2010. Эксперты уверены, что так организаторы сомнительных операций получали свою комиссию за легализацию «грязных денег». Автором проекта поправок был экс-министр юстиции и бывший глава Конституционного суда Александр Тэнасе. Еще одну поправку предложил депутат от Демпартии Валериу Гума. С ее помощью Службе по предотвращению и борьбе с отмыванием денег ограничили полномочия, а судам и, наоборот, разрешили приостанавливать их решения о блокировке сомнительных транзакций. Позже в законодательство внести поправки, ограничивающие и полномочия Нацбанка.
Никто из вовлеченных в эту схему в Молдове так и не был наказан, заключают авторы исследования.
Автор: Наталья Мельник http://newsmaker.md