Ликвидация АБЛВ – бесконечная история
Нет причин беспокоиться о том, что у ABLV Bank могут закончиться деньги, чтобы вернуть их вкладчикам. Об этом, заявляет сам банк на своем сайте и адвокат-ликвидатор банка Янис Розенбергс.
Текущая стоимость активов банка оценивается в 2,2 миллиарда евро. Проблема, однако, в том, что деньги возвращаются только после так называемых проверок кредиторов, которые проводятся по уникальной методологии, никогда не использовавшейся в мире. В принципе, каждый клиент ABLV Bank считается потенциальным отмывателем денег и пособником террористов.
В Латвии недавно был создан Экономический суд (ELT), в нем дела рассматриваются довольно быстро, но все может скоро измениться, когда запросы следователей о признании незаконным происхождения средств на счетах нерезидентов, выявленных в процессе ликвидации ABLV banka, станут массовыми. По неофициальной информации, таких дел будет более тысячи. Нужно принять во внимание, что материалы дела бывают достаточно объемные. Такое количество дел грозит стать непосильным бременем для небольшого суда ELT. Председатель суда заявляет, что сроки судебного рассмотрения исков пока не превышают одного или двух месяцев. Исключения составляют те случаи, когда лицо находится за границей, необходим запрос о международной правовой помощи. В отдельных случаях такая процедура может занять от полугода до года. Как известно, в нашем случае как раз и идет речь о счетах нерезидентов, которыми управляли исключительно из за рубежа.
Еще одной причиной задержки с рассмотрением дела в суде может быть загруженность адвокатов и прокуроров, которую суд так же обязан учесть. Как долго вновь созданный суд будет рассматривать такое количество дел – не знает никто.
Как сообщил недавно ликвидатор ABLV Bank, присяжный адвокат Янис Розенбергс, проверки активных кредиторов банка планируют закончить к концу 2022 года. По словам Розенбергса, сейчас заканчиваются проверки физических лиц, малых и средних предприятий, это так называемые кредиторы второго уровня. И уже нескольких месяцев, как банк начал активно проводить проверки крупных компаний с большими остатками на счетах.
Всего сумма требований кредиторов составят приблизительно 1,5 млрд евро. Согласно требований действующего Латвийского законодательства, в течение 22 месяцев после наложения ареста на денежные средства, он должен быть снят, либо дело обязаны передать в суд. Этот срок можно продлить еще несколько раз на три месяца. На сегодня проверены всего 1200 кредиторов, а еще две тысячи ожидают своей очереди.
Деньги большинства вкладчиков по-прежнему блокируются, изымаются или тратятся на хранение и проверку. Особые препятствия к взысканию денег ставятся в отношении граждан третьих стран, которые воспользовались услугами латвийского финансового сектора по специальному приглашению правительства Латвии - в рамках программы временного вида на жительство. В принципе, латвийское государство их сильно обмануло. Благодаря инновационной программе проверки кредиторов, искусственное растягивание процесса ликвидации банка увеличивает затраты на ликвидацию. Каждый дополнительный день - тысяча, каждый дополнительный месяц - сто тысяч, каждый год - десятки миллионов. Некоторые статьи расходов раскрыл ликвидатор банка Янис Розенбергс. Например, международная аудиторская фирма EY (ранее известная как Ernst & Young) занимается проверками кредиторов. «Изначально на оплату ее работы планировалось 30 миллионов евро, но процесс подготовки, согласования, доработки, улучшения и адаптации внутренних процедур оказался значительно больше, чем планировалось изначально. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что EY заплатят более 30 миллионов евро». Растут административные расходы, связанные с помещением, предоставлением информационных технологий, сотрудниками, которым необходимо выплачивать зарплату. Большие ресурсы тратятся так же на сотрудничество с государственными учреждениями.
Еще одна особая статья расходов - хранение денег.
Сумма, оплаченная Банку Латвии за услуги хранения, составляет 22 миллиона евро. Эти расходы также будут увеличиваться пропорционально продолжительности процесса ликвидации. Примечательно, что ликвидатор предлагал перевести как минимум деньги, изъятые в уголовном производстве, на счет следственных органов, но власти отказываются их принять. Соответственно, не исключено, что расходы, связанные с хранением средств, изъятых в уголовном производстве, будут взысканы государством в более поздний срок. Но пока что управление деньгами создает только новые затраты, и ликвидация банка, как правило, будет стоить намного дороже, чем планировалось ранее.
Разъяснение БАНКА ЛАТВИИ относительно затрат на хранения денег АБЛВ:
«Что касается денег, хранящихся в Банке Латвии - ко всем участникам рынка применяется одинаковая процентная ставка в соответствии с директивой ЕС 2019/671 - ранее было принято, чтобы центральные банки выплачивали проценты хранителю. В настоящее время, в период рекордно низких процентных ставок (которые применяются для содействия экономическому развитию и, таким образом, достижения целевого показателя инфляции Еврозоны), процентная ставка, применяемая к денежным авуарам, не является положительной, а отрицательной, что означает, что хранитель должен доплачивать за это. Это часть денежно-кредитной политики, один из инструментов, используемых центральными банками для регулирования денежной массы в экономике. Более высокие процентные ставки стимулируют хранение денег в центральном банке и сокращают их предложение экономике, и наоборот.
Коммерческие банки по всей Европе также применяют отрицательные ставки для крупных инвесторов.
Обращаем ваше внимание на то, что указанный доход увеличивает результат прибыли Банка Латвии, и большая его часть идет в государственный бюджет. Общая прибыль Банка Латвии за последние 5 лет составила 104 миллиона евро, в т.ч. 71 миллион евро был зачислен на счет государственных доходов, которые правительство может использовать по своему усмотрению, в том числе путем повышения заработной платы врачам, учителям и т. д.»
Подготовлено по материалам латвийской прессы