Украина против офшоров: кто, куда и почему выводит свои деньги

Уже традиционной проблемой для Украины остается бедность граждан и государства, причин тому эксперты видят много и одни из наиболее часто упоминаемых – коррупция, неуплата налогов и офшоры. Собственно, все они напрямую связаны друг с другом.

Офшор – рай для преступника и кошмар для государства

Офшор – устойчивое понятие в международной экономике, связанное с использованием участниками экономической деятельности возможностей по проведению сделок и регистрации имущества в странах (или офшорных зонах) с более низким налогообложением.

Чаще всего, «деятельность» фирм, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, сводится к различным финансовым операциям, обычно – переводу денежных средств из других стран, что, за счет низких или полного отсутствия налогов в офшорах, позволяет владельцу капитала значительно экономить на налогах.

Разумеется, эта практика не нравится остальным государствам, которые теряют большие деньги от деятельности офшоров, но прекратить эту практику не получается.

Даже США с их развитой и достаточно жесткой системой финансового мониторинга теряют в год от офшоров до 100 млрд долл., в 40-50 млрд долл. в год оценивают свои потери в РФ. Масштабы потерь Украины гораздо скромнее, но и те 10-12 млрд долл. в год, которые, по мнению экспертов, выводят из страны, составляют около четверти украинского бюджета.

Помимо относительно добропорядочного бизнеса, желающего просто легально сэкономить на невыплате налогов, офшоры пользуются популярностью у организованной преступности, которая выводит «заработанные» в стране «грязные» деньги для их легализации, а также чиновниками для коррупционных деяний и хищения государственных средств.


Кабмин и президент против офшоров


Накануне Нового года, 27 декабря, Кабинет министров Украины принял Распоряжение №1079-р, расширив перечень офшорных зон. К офшорным юрисдикциям Правительство отнесло Намибию, Тринидад и Тобаго, Гуам, Палау и Американское Самоа. Всего, с учетом этих изменений, в отечественном списке оказалась 41 территория.

Согласно отечественному законодательству, при сделке с фирмой, включенной в перечень офшорных юрисдикций, все финансовые операции в обязательном порядке подлежат мониторингу.

Впрочем, данный документ ничего глобально не меняет, в отличие от предложенного Нацбанком в октябре законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью реализации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выводу прибыли из-под налогообложения».

В документе НБУ предлагал облагать налогами прибыль, которую получают украинцы, владеющие зарегистрированными за рубежом компаниями – владелец 50% и более (иногда – 25%) иностранной фирмы и осуществляющий фактический контроль за ее деятельностью.

Вместе с тем, украинцев могут избавить от необходимости вносить в свою налоговую декларацию доходы от деятельности иностранных фирм, если их фирмы:

  • имеют годовой доход менее 1 млн евро;
  • фирма является публичной и ее акции котируются на биржах;
  • слыть «добросовестной компанией», что означает платить налог на прибыль в стране регистрации (не офшорной юрисдикции по украинскому законодательству) не менее 13%, в стране с которой у Украины отсутствует договор о двойном налогообложении, вести активную экономическую деятельность с персоналом, основными фондами и прочее.


В НБУ инициативу связали с выполнением плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting – план действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению прибыли из-под налогообложения), к которому ранее присоединилась Украина. Однако, не исключено, что таким образом в НБУ хотели заменить законопроект о введении налога на выведенный капитал, о чем в Украине говорят еще с осени 2017 года, а сам документ после поступления в ВР летом, там и «завис».

Тем не менее, государство постепенно добирается до заграничных доходов украинцев. Так, Кабмин делегировал министру финансов Оксане Маркаровой полномочия пописать Протокол между Правительством Украины и Швейцарским Федеральным Советом о внесении изменений в Конвенцию между двумя странами об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Согласно предлагаемым изменениям, проценты и роялти, получаемые украинскими гражданами, будут облагаться по ставке в 5% вместо прежних 0%.
Нардепы и президент «за» офшоры

Отказ народных депутатов голосовать за законопроект о налоге на выведенный капитал делает столь же малореальной и поддержку парламентом законопроекта НБУ в рамках плана BEPS.

Собственно, нет ничего удивительного в отсутствии заинтересованности нардепов в борьбе с офшорами, ведь многие из них вполне официально являются владельцами или связаны с фирмами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях.

Так, по данным СМИ, согласно результатам проверок электронных деклараций нардепов за 2016 год, 115 человек владеют 375 зарубежными фирмами, в том числе 58 нардепов имеют отношение к 237 офшорным компаниям.

Лидером является сестра экс-главы Администрации президента Украины Юлия Левочкина с 45 компаниями, среди парламентариев рекордсменом является нардеп от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский с 30 компаниями. «Бронза» сразу у трех парламентариев – Максима Ефимова из «Блока Петра Порошенко», Игоря Фурсина и Александра Фельдмана из депутатской группы «Воля народа» – у каждого по 22 фирмы.

Наконец, в ходе известного скандала «Panama Papers» в 2016 году, когда в Интернете появился архив юридической компании Mossack Fonseca, среди владельцев офшорных компаний упоминались 12 граждан Украины, в том числе президент Петр Порошенко.


Офшоры: есть скандал – есть реакция


Очередной «крестовый поход» против офшоров в Украине спровоцировал скандал, связанный с уклонением от уплаты налогов или хищением бюджетных средств.

В частности, в результате журналистского расследования программы «Схемы», стало известно об использовании офшора для вывода более 1 млн дол. из Украины народным депутатом от БПП Андреем Павелко. Перед этим, как утверждают журналисты, нардеп использовал свою должность президента Федерации футбола Украины для хищения средств кредита УЕФА, выделенных на строительство стадиона.

По данным журналистов, оффшорная компания S.D.T FZE из ОАЭ, к созданию которой причастен Павелко, продала необходимое для стадиона оборудование «ФФУ Продакшн» на 20% дороже рыночной цены.

Также стало известно, что еще осенью в отношении нардепа НАБУ открыло ряд уголовных производств. В НАПК в ответ на запрос адвоката Олега Скупинского заявили, что совмещение Павелко мандата народного депутата с должностью руководителя ФФУ является возможным нарушением антикоррупционного законодательства. Кроме того, НАПК нашло у нардепа признаки незаконного обогащения на сумму в 27,2 млн грн.


Офшоры ради инвестиций


Однако, помимо уклонения от налогов и вывода из страны коррупционных средств, офшоры выполняют в Украине еще одну важную функцию – именно офшорные юрисдикции выступают основными формальными иностранными инвесторами в экономику Украины. То есть, выведенные из Украины средства часто возвращаются обратно.

Согласно данным Госстата, по состоянию на 1 октября 2018 года прямые иностранные инвестиции в Украину составили 31,973 млрд дол., наиболее крупные инвестиции пришлись на:

  1. Кипр – 8,919 млрд дол.;
  2. Нидерланды – 6,452 млрд дол.;
  3. Великобританию – 2,047 млрд дол.
  4. Германию – 1,824 млрд дол.;
  5. Швейцарию – 1,532 млрд дол.


Несложно заметить, что первое место по инвестициям занимает общепризнанный офшор – Кипр, на втором – Нидерланды, страна, официально не признанная офшорной юрисдикцией и потому также популярная для уклонения от уплаты налогов благодаря налоговым преимуществам. Замыкает тройку Великобритания, под чьей юрисдикцией находятся ряд офшорных островов, вроде острова Мэн. На шестом месте по инвестициям в Украину – Британские Виргинские острова с 1,32 млрд дол., также зависимая от Великобритании территория.

http://marker.ua