Новая эпоха для латвийских банков: все shell-компании под запретом. Чего еще ждать в банковской сфере?
Сегодня правительство после заседания Совета по развитию финансового сектора рассказало о том, какие изменения ожидаются в сфере обслуживания клиентов-нерезидентов в латвийских банках. Главная новость: все shell-компании (компании - "пустышки" или "оболочки") окажутся под законодательным запретом уже весной этого года. Для существующих клиентов, попадающих под определение "пустышек", будет дан переходный период, когда они могут закрыть счета в латвийских банках. Что же касается самих банков, то в некоторых из них доля обслуживания "оболочек" была так высока, что не исключен их уход с рынка. Но в правительстве об этом никто не жалеет.
По словам министра финансов Даны Рейцниеце-Озолы, решение о полном запрете на обслуживание shell-компаний вызвано желанием Латвии сделать финансовый сектор долгосрочным и прогнозируемым. Принудительное избавление банков от такого рода клиентов - это лишь один из пунктов плана, в который всего входит 22 мероприятия. В большей мере они касаются обмена данными между государствами, укреплением контрольных служб и пр.
Что такое shell-компании? Это такие компании, которые не могут объяснить ни цель ведения бизнеса, ни цель банковских перечислений. Зарегистрированы они чаще всего в офшорных юрисдикциях, выгодополучатели их также скрыты, у них не финансовых отчетов. При этом у них есть счета в латвийских банках, и через эти счета могут проходить незаконные средства. Работа с ними будет прекращена. Министр финансов пояснила: если такие shell-компании начнут хитрить и перемещаться в латвийских банках в другие категории клиентов, чтобы избежать запрета, то будут введены прочие экономические механизмы для ограничения их деятельности.
По срокам это выглядит так: 3 апреля Кабинет министров примет поправки по запрету обслуживания в Латвии shell-компаний. В середине апреля поправки рассмотрит Сейм в срочном порядке. После чего открывать счета новым "пустышкам" в латвийских банках будет запрещено. Кроме того, банкам будет дан короткий срок для того, чтобы они прекратили сотрудничество с уже имеющимися компаниями этой категории риска. Комиссия по надзору за рынками финансов и капитала установит срок, в течение которого банки должны будут вернуть средства этим клиентам. Если кто-то в установленный срок (примерно 6-8 месяцев) не успеет вывести деньги с банков, то средства будут лежать отдельно на балансе банка. И этими деньгами уже будет заведовать Контрольная служба - проверять их происхождение, законность и пр.
У банков, которые занимаются обслуживанием нерезидентов, в свою очередь, есть две недели для того, чтобы представить Комиссии по надзору за рынками финансов и капитала свои новые бизнес-планы работы на будущее.
Глава Комиссии Петерc Путниньш подтвердил, что у банков есть немного времени, чтобы подготовиться к новой реальности. "Примерно в течение 10 дней мы ждем от банков первые очертания их стратегических планов работы, - говорит он. - В планах должно быть написано, что ни намерены делать, как работать. Поскольку с балансовой точки зрения запрет на обслуживание shell-компаний может оставить негативный отпечаток на банки, им стоит подумать о будущем".
Говоря о конкретных балансовых убытках банков, то есть о тех деньгах нерезидентов, которые из-за запрета утекут из Латвии, Путниньш сказал, что это "несколько миллиардов евро". Хотя ранее он же говорил о более точных цифрах, а именно о 4-5 миллиардов евро из 8 миллиардов вкладов нерезидентов в латвийских банках. По словам министра финансов, бояться утечки этих миллиардов из Латвии не надо, поскольку они не оказывают никакого влияния на экономику Латвии. "Эти деньги, по сути, являются депозитами до востребования и остатками на счету, которые не вкладываются в нашу экономику", - считает она, добавив, что 90% латвийских клиентов обслуживаются в 4 крупных банках Латвии. Следовательно, влияния на экономику Латвии в министерстве финансов не видят.
Дана Рейзниеце-Озола считает, что ущерба от того, что банки больше не будут обслуживать shell-компании, для Латвии не будет никакого. "У них есть возможность переквалифицироваться, например, в растущий сектор "финтех", и это намного лучше, чем обслуживать деньги непонятного происхождения и тем самым наносить репутационый риск для страны", - считает она.
Путниньш, в свою очередь, заметил, что переговоры о смене модели работы для банков, которые занимаются обслуживанием нерезидентов, шли уже давно. И за последние полтора года были закрыты тысячи счетов для компаний "пустышек". Но поскольку Латвия все равно остается в зоне риска по отмыванию средств, было принято такое радикальное решение.
"Есть банки, в которых процент shell-компаний очень низкий, а есть банки, где он очень высок, - говорит Путниньш. - У нас нет цели искусственно выдавить какие-то банки с рынка, но нужно понимать, что работа с shell-компаниями создает большой непрогнозируемый риск для финансовой системы страны. У каждого бизнеса есть свои циклы развития, и банки - это не исключение. Если какой-то предприниматель в определенных обстоятельствах не видит свое место на рынке, то ему оттуда стоит уйти. Если кому-то что-то не нравится, то у него есть возможность пересмотреть свою бизнес-стратегию. Если банкиры готовы работать прозрачно, как это видит Латвия и Еврозона, то никаких препятствий для работы мы не будем создавать".
Ольга Князева
http://rus.db.lv